Культурно историческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:46, доклад

Краткое описание

Культурно историческая психология (англ. cultural-historical psychology) - виртуальная (неинституционализированная) отрасль знаний и исследований, которую формально можно считать разделом столь же виртуальной культурной психологии - дисциплины, изучающей роль культуры в психической жизни (М. Коул). По поводу виртуальности Культурно-историческая психология в научном фольклоре есть след. шутка (Chaiklin S., 2001):

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Культурно историческая психология (англ. cultural-historical psychology) - виртуальная (неинституционализированная) отрасль знаний и исследований, которую  формально можно считать разделом столь же виртуальной культурной психологии - дисциплины, изучающей  роль культуры в психической жизни (М. Коул). По поводу виртуальности Культурно-историческая психология в научном фольклоре есть след. шутка (Chaiklin S., 2001):

 

— Что старше 75, но все еще младенец?

 — Культурно-историческая психология.

 

Логично считать, что Культурно историческая психология сфокусирована на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе.

Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

 

Несмотря на то, что обозначение  «культурно-историческая теория» (или "культурно-историческая школа") никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью[1][2], это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского, и получило распространение в первую очередь в их публикациях[3][4]. Дальнейшее распространение в странах Северной Америки и Западной Европы выражение "культурно-историческая теория" получило в составе английской фразы "культурно-историческая теория деятельности" (cultural-historical activity theory, CHAT), ближайшим аналогом которой в русскоязычной традиции является выражение "школа Выготского-Леонтьева-Лурии", однако допущение о существовании такого научного направления подвергается значительной критике в целом ряде публикаций. Серия исследований последних десятилетий указывает на многочисленные проблемы также и в западной "выготскианской" традиции [5].

 

Представители "культурно-исторической психологии" постулируют принципиально  неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Декларируя изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология изучает роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

 

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт  в работах Л. С. Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л. С. Выготский предположил существование двух линий развития психики в культурно — исторической психологии:

 

натуральной,

 

культурно опосредствованной.

 

В соответствии с этими двумя  линиями развития в культурно  — исторической психологии выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

 

Примерами низших, или естественных, психический функций в культурно  — исторической психологии могут  служить непроизвольная память или  непроизвольное внимание ребенка. Ребенок  не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции — это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере — произвольное внимание и произвольная память).

 

Превращение низших психических функций  в высшие происходит через овладение  особыми орудиями психики — знаками  и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и  функционировании психики человека, безусловно, принципиально — оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

 

Многие факты культурно — исторической психологии свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перипетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

 

Культурно — историческая психология продолжает плодотворно развиваться  и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным  культурно — историческая психология оказалась при решении проблем педагогики и дефектологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темперамент

 

Каждый  человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в  темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные  свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

 

Темперамент — проявление типа нервной системы  в деятельности человека, индивидуально-психологические  особенности личности, в которых  проявляется подвижность его  нервных процессов, сила, уравновешенность.

 

В нервных  центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

 

Возбуждение и торможение могут  уравновешиваться или преобладать  друг над другом, могут протекать  с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

 

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

 

У меланхолика слабый тип нервной  системы и, следовательно, нестойкий  перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения  нервной системы. Остальные три  типа нервной системы считаются  сильными.

 

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

 

Сангвинический темперамент —  другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения  и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

 

Холерический темперамент —  третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

 

Если на схеме расположить все  темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам.

 

Типы темперамента

 

Описание особенностей различных  темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

 

Человек легко ранимый, склонный к  постоянному переживанию различных  событий, он мало реагирует на внешние  факторы. Свои астенические переживания  он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

 

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет  упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

 

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все  события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

 

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко  меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

 

1) Холерик.

 

 Девиз: "Движение – жизнь".

 

 О нем говорят, что он  горяч, вспыхивает быстро, как  солома, но при уступчивости других  скоро остывает. В его гневе  нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; поэтому он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть - честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили. Поэтому он любит блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии, натянут, напыщен в обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца, который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия, чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом. холерический темперамент - самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.

 

2) Сангвиник.

 

 Девиз: "Поделись улыбкою своей –  и она к тебе не раз ещё  вернётся".

 

 Он представляется  оптимистом, полным надежд, юмористом,  шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремлённым. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет, но зато он упорен, если увлечётся делом.

 

3) Флегматик.

 

 Девиз: "Если долго мучиться – что-нибудь  получится".

 

 Спокоен  и невозмутим, его уверенность  основана на знаниях и логике. Говорит, в основном, по делу, не любит пустословия. Речь размеренная, перепады настроения редки. Предлагать новую идею считает нужным только после тщательного взвешивания всех "за" и "против". Никакая неудача не способна выбить флегматика из колеи. Его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение.

 

4) Меланхолик.

 

 Девиз: "Ничего не поделаешь, так  уж устроен этот печальный  мир".

 

 Для  него характерны нерешительность,  неуверенность, трудность выбора. Предрасположен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив. Речь тихая. Малейшая неприятность способна вывести его из себя. Он не боец и часто предпочитает плыть по воле житейских волн. Но меланхолик – отличный работник, когда для этого создаются необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.


Информация о работе Культурно историческая психология