Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:10, реферат
В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Леворукость - предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий. В некоторых случаях обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и естественным образом проявляется уже на первом году жизни ребенка. Человек, которому свойственна врождённая леворукость, называется левшой. Врождённая леворукость может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития (леворукость наблюдается у одного из однояйцевых близнецов). Кроме явной леворукости, бывает скрытая леворукость.
Введение
1. Происхождение
2. Причина леворукости.
3. Время появления предпочтения руки в раннем детстве
4. Социальная оценка
5. Надо ли переучивать левшу?
6. Заключение
7. Литература
Как можно понять и разрешить это противоречие? Нам представляется, что относительно более высокий творческий потенциал у левшей и их большая готовность включиться в разнообразное коллективное художественное творчество обусловлено не меньшей латерализацией функций как таковой, а соотношением этих особенностей мозга левшей с особенностями культурной среды и воспитания. Наша культура, тем паче в век научно-технической революции, ориентирована прежде всего на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, и в результате они очень быстро становятся доминирующими. Такая направленность воспитания и обучения характерна не только для школы—она проявляется и на более ранних этапах, в семье и в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что уже одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления детей.
При достаточно выраженной латерализации функций (т.е. их дифференцированного распределения по полушариям мозга), характерной для правшей, такой левополушарный стиль обучения, как ключ к замку, подходит к потенциальным возможностям левополушарных компонентов мышления, стимулирует их развитие и быстро приводит к их доминированию, несмотря на исходное преобладание правополушарных компонентов. Ведь последние остаются без должного развития. Если же потенциальные возможности обоих компонентов мышления относительно снижены, как это имеет место у левшей при недостаточной латерализации функций, то это замедляет развитие способностей к формированию однозначного контекста и оставляет определенные шансы за правополушарными способностями. Достаточно уже того, что доминирование левого. полушария наступает не так быстро и оказывается не столь абсолютным. Дети при этом сохраняют готовность к более гармоничному развитию, их правополушарные способности легче пробудить к жизни.
Но из этих наблюдений следует и более
важный вывод. Если дети с нормальным развитием
межполушарной асимметрии, праворукие,
своевременно (т. е. достаточно рано, задолго
до школы) попадают в атмосферу разностороннего
развития, когда активация левополушарных
компонентов мышления уравновешивается
стимуляцией образного мышления, они могут
развить свой творческий потенциал даже
в большей степени, чем леворукие. Ведь
исходные предпосылки для этого есть у
каждого ребенка — функциональная асимметрия
сама по себе предусматривает возможность
высокого развития обоих компонентов
мышления. Вот почему у детей так важно
осуществлять любое обучение с опорой
на образы.
Заключение:
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, — чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги
старого поколения и родители
прошлых десятилетий, приучая всех
детей без разбора пользоваться
правой рукой, руководствовались вполне
понятными практическими
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от "хотения" ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Литература.