Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:19, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Психофизиология"
Мозг как система
систем. Широкое внедрение системного
подхода в физиологию изменило методологию
и логику научных исследований. В настоящее
время большинство нейрофизиологов считает,
что мозг представляет собой "сверхсистему",
состоящую из множества систем и сетей
взаимосвязанных нервных клеток. Причем
выделяется два уровня существования
систем (микроуровень и макроуровень)
и соответственно два типа систем: микро-
и макросистемы.
Микроуровень представляет совокупность
популяций нервных клеток, осуществляющих
относительно элементарные функции. Примером
микросистемы может служить нейронный
модуль — вертикально организованная
колонка нейронов и их отростков (см. п. 1.4.4.). Одинаковые по своим функциям
модули объединяются в макросистемы. Микросистемы
сопоставимы с отдельными структурными
образованиями мозга. Например, отдельные
зоны коры больших полушарий, имеющие
разное клеточное строение (цитоархитектонику), представляют разные макросистемы.
Методология системного подхода находит
свое отражение в конкретных экспериментальных
исследованиях. Соответственно изучаются
системы двух типов: микро- и макро-.
В первом случае
предметом анализа является интеграция
и консолидация систем применительно
к нейрональным элементам с учетом специфичности
тех функций, которые выполняют нейроны
в системном обеспечении поведения и психики.
Во втором случае
проводится исследование интегративной
деятельности на уровне мозга как целого
с учетом топографического фактора, т.е.
специфики участия отдельных структур
мозга в обеспечении тех или иных психических
функций и процессов. Здесь главное место
занимает регистрация биоэлектрической
активности отдельных структур мозга
и оценка взаимодействия активности разных
отделов мозга с помощью специальных показателей
(см. тему 2).
Независимо от того, какой уровень представляет
система: микро- или макро-, единым является
общий принцип взаимодействия: при объединении
(консолидации) элементов в систему возникают
качества или свойства, не присущие отдельным
элементам. В консолидированной системе
изменение одного из элементов влечет
за собой изменения всех остальных элементов,
а следовательно, и системы в целом.
Системная психофизиология. Итак, в соответствии с одним
из главных принципов системного подхода
—принципом ЦЕЛОСТНОСТИ — свойства целого
мозга не сводимы к свойствам отдельных
его частей (будь это нейроны, отделы мозга
или функциональные системы). В связи с
этим встает задача связать отдельные
структуры, или элементы, мозга в системные
организации и определить новые свойства
этих организаций по сравнению с входящими
в них структурными компонентами. Таким
образом, применение системного подхода
диктует необходимость сопоставлять психические
явления не с частичными нейрофизиологическими
процессами, а с их целостной структурной
организацией.
Новое экспериментальное направление
— системная психофизиология ставит своей
задачей изучение систем и межсистемных
отношений, составляющих и обеспечивающих
психику и поведение человека. Основная
парадигма, в контексте которой ведутся
исследования этого направления (причем
преимущественно на животных) связана
с изучением активного приспособительного
поведения, а теория функциональной системы
служит их теоретической основой. Детальное
описание этих исследований дано в книгах "Основы
психофизиологии" (1998) и "Современная
психофизиология" (1999).
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Список литературы