Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть специфику лидерства как социально-психологического феномена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в социальной психологии..
1.1 Понятие лидерства в социальной психологии…………………………
1.2 Психологические потребности и мотивы лидера как основа побуждения к действию……………………………………………………….
1.3 Самооценка и «Я» концепция лидера…………………………………..
1.4 Теории лидерства в социальной психологии…………………………..
1.5 Сравнительная характеристика лидерства и руководства…………..
1.5.1 Стили лидерства и руководства……………………………………….
1.6 Функции лидера…………………………………………………………….
Глава 2 Социально-психологические особенности формирования лидерства. Лидер и групповая динамика……………………………………
2.1 Гендерные особенности лидерства……………………………………
2.1.1 Гендерные различия стилей руководства…………………………….
2.2 Национальные особенности лидерства…………………………………
2.3 Возрастные особенности лидерства, динамика лидерства на различных возрастных этапах………………………………………………….
2.4 Макиавеллистический тип лидерства……………………………………
2.5 Влияние лидера на групповую динамику………………………………..
2.6 Восприятие лидера группой……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная соц псих .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Однако, не смотря на все различия, в некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как совершенно идентичные. Такой взгляд вполне оправдан, так как социально-педагогическая сущность лидерства и руководства совпадает. В связи с этим многие теории управления оправданы как для лидерства, так и для руководства» Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г..

В отличие от руководителя лидер обладает неформальным авторитетом  в своей группе. « Лидер всегда авторитетен, иначе он не будет являться лидером. «Авторитет - это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.

В широком смысле под  авторитетом понимается общепринятое неформальное влияние, в узком - одна из форм осуществления власти. Можно определить авторитет и как признание лидера его последователями» Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г..

Однако, на практике, могут встречаться группы, в которых  руководитель и лидер - это одно и  то же лицо. В данном случае все вышеперечисленные факторы будут относиться к данной личности, и при этом влияние данного лица будет носить естественный характер, включённость в ситуацию коллектива улучшится, но у лидера появится зависимость от группы. Данный тип руководства подходит для творческих коллективов. Так как руководитель сочетает в себе направленность на результат, хороший контроль психологической ситуации, неформальный авторитет, естественное влияние.

1.5.1 Стили лидерства  и руководства

В 30-е гг. 20 в. Курт Левин выделил 3 стиля руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).

Стиль лидерства представляет собой типичную для лидера систему  приёмов воздействия на членов группы (подчинённых или ведомых).

Авторитарный стиль  проявляется в жёстких формах управления, пресечении инициативы членов группы, отсутствии обсуждения принимаемых  решений. « Качество решений руководителя зависит от количества информации, которой он обладает и от его способности  правильно её интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и группой существует большая социальная дистанция и подчинённые не слишком откровенны с авторитарными руководителями). Решения доводятся до подчинённых в ясной, конкретной, чёткой форме, но авторитарный руководитель никогда не даёт полной информации о ходе дел, что может вызвать фрустрацию членов группы и ускорить формирование микрогрупп» Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г. , в которых, на наш взгляд, могут выделится новые лидеры, способные сместить руководителя.

Демократический стиль  отличается коллегиальным обсуждением  проблем в группе, поощрением инициативы подчинённых, активным обменом информацией  между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрание. При данном стиле руководитель имеет больший объём информации, чем при авторитарном, что облегчает принятие решения и делает их более адекватными ситуации. Решения принимаются довольно медленно. Демократический руководитель должен обладать такими качествами, как терпение, сдержанность, толерантность, гибкость поведения. «Данный стиль способствует формирование психологическому климату в группе. Наблюдается высокая степень удовлетворённости членов группы своей деятельностью и положением среди коллег» Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.. Однако у руководителя могут возникать проблемы с контролем деятельности. Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.

«При таком стиле  группа существует самостоятельно и  сама определяет основные направления  своей жизнедеятельности. Только высокий  уровень личностного или профессионального  развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком  управлении. В то же время попустительский стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы» Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г..

Важно отметить, что  стиль лидерства напрямую связан с личностными качествами лидера, характеристикой ситуации и особенностями самой группы и последователей (см. рис. 1 в приложениях).

Оптимальный вариант - это сочетание в деятельности руководителя всех трёх стилей. Основными  факторами изменения стиля руководства  являются: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчинённых или уровень их профессионализма.

1.6 Функции лидера

Специфика функций  лидера детерминируется главным  образом в соответствии с особенностями группы (последователей) , которой он руководит .

Многие из функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в  круг обязанностей) формальных руководителей  первичных коллективов и крупных  организаций.

Лидер как администратор. Эта функция включает в себя деятельность по разработке основных направления деловой политики, наблюдение за выполнением действий. Сущность данной функции - предписание деятельности другим членам группы.

Лидер как планировщик. В рамках данной функции лидер  осуществляет разработку методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий.

Лидер как политик. Данная функция представляет собой  установление целей и основной линии  поведения группы. В основном групповые  цели и методы их достижения имеют  три источника: указания сверху, указания снизу, т. е. решения самой группы, указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).

Лидер как эксперт. К лидеру обращаются как к источнику  достоверной информации или квалифицированному специалисту.

Лидер как представитель  группы во внешней среде. Лидер в  этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю, ценности и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.

Лидер как регулятор  отношений внутри группы. Данная функция  подразумевает предупреждение и предотвращение или выявление и регуляцию конфликтов между членами группы. В связи с этой функцией в руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.

Лидер как источник поощрений и наказаний. Данная функция, на наш взгляд, имеет особую значимость, так как напрямую связана с  ценностными ориентациями группы и  её лидера. Лидер как пример. В  некоторых типах групп лидер  может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов» Ю. Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 .

Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения  и действия, которой они хотели бы избежать. Такие выражения лидеров как : «все претензии -- ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения.

Лидер как проводник  мировоззрения. Лидер в большинстве  случаев служит источником ценностей  и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию  того общества, к которому принадлежит  группа. 

Глава 2 Социально-психологические особенности формирования лидерства. Лидерство и групповая динамика

2.1 Гендерные особенности  лидерства. Проблема  женского лидерства

Т. К. Арефьева (СамГУ) отмечает, что «эпоха создала свой стереотип деловой женщины. Образ  женщины лидера формировался на основе некоего мужского стандарта (это выражалось как в методах достижения цели, так и во внешнем облике). По мнению Т. К. Арефьевой «копирование женщиной мужского стиля руководства является одной из причин негативного отношения к женщине - руководителю со стороны как мужчин, так и женщин» Социальная феминология. Сборник научных статей. СГУ Самара 1997г..

Общественное сознание нашей страны консервировало традиционные взгляды на роль мужчины как добытчика  и кормильца, женщины - домашней хозяйки, отводя её более низкие ступени общественной иерархии. Общественное сознание отводит женщине роль трудолюбивой исполнительницы, нежели роль лидера . Как показывает статистика, число женщин по мере следования от низших звеньев социальной иерархии к высшим постепенно уменьшается.

Стремление женщины  поднять свой профессиональный уровень  выталкивается сопротивлением общественного  мнения, занятостью в домашнем хозяйстве, репродуктивной функцией. В условиях внедрения новых технологий информационного  общества требуется не одноразовое, полученное в молодости профессиональное образование, а неоднократное обновление навыков и умений, которое в связи с вышеперечисленными факторами становятся практически невозможными. «Так, в самой феминизированной стране мира- Норвегии - женщинам принадлежит 59 мест в Парламенте из 165» Силласте Г. Г. Женские элиты и их особенности. Общественные науки и современность. 1994г. №1.. «По данным журнала «Fortune» не было ни одной женщины в списке двухсот самых высокооплачиваемых руководителей экономики и правительства» Марио Р. Дедерихс. Хиллари клинтон и власть женщин. М. 1995г. .

Сложившаяся обстановка отражает уровень социально-экономического, идеологического развития общества, комплекс противоречий реального положения  женщины в обществе, характер кадровой политики.

Однако, как показали исследования ленинградских специалистов, женщины руководители по своим качествам, особенно ответственному отношению  к делу не редко не только не уступают, но и превосходят мужчин, но есть и противоположная точка зрения о качествах мужчин и женщин: «Экспериментальному выявлению «образа своих достижений» и их причин при выполнении познавательных заданий у мужчин и женщин показывают, что мужчины, как правило, более уверены в себе, их уровень притязаний заметно выше, а достижение успеха они чаще связывают со своими личностными качествами. Женщины, в свою очередь, склонны приписывать успех при решении сложных задач воле случая или везению. Женщины, как показали исследования Ф. Хоппе, чаще склонны к выбору более простых и легкодостижимых целей, выбор их менее стабилен и они проявляют меньшую настойчивость в достижении целей. Женщинам свойственна известная недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех, они стремятся выбрать цель повышенной степени трудности и более настойчивы в ее достижении» Ефремова О.И. Женщина и успех. Женщина элегантного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996..

2.1.1 Гендерные различия  стилей лидерства

«Гендерные (т.е. полоролевые) стереотипы относительно лидерского стиля мужчин и женщин распространены очень широко. Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров макиавеллиевского типа, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях. Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Было обнаружено, что женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы. Женщины обычно являются лучшими лидерами (как по объективным показателям их работы, так и по оценкам сослуживцев) в тех сферах деятельности, где особенно важны навыки общения, например в сфере образования. Мужчины обычно бывают более успешными лидерами там, где требуется способность решительно отдавать приказы и осуществлять контроль, например в армии» www.psylive.ru.

2.2 Национальные особенности  лидерства

«Хрестоматийные примеры  национального лидерства всем известны - среди них Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, Мустафа Кемаль Ататюрк. Суть национального лидерства - в способности предложить нации перспективный и убедительный курс развития страны. Истинный лидер нации, ставший главой государства, неуклонно направляет деятельность государственных институтов на обеспечение главных национальных интересов - защиты, обеспечения благополучия и свободной, комфортной жизни населяющих страну народов. Если простой политический лидер определяет свои действия и замыслы на краткосрочный период, то национальный лидер мыслит в формате десятилетий, определяя оптимальные направления развития своей страны на долгосрочную перспективу.

У всех исторических лидеров наций были общие черты. Это, в частности, сложные изначальные условия, критический, переломный момент истории. Так, в США при Франклине Рузвельте была Великая депрессия, в Китае при Дэн Сяопине преодолевали последствия «культурной революции.

Второй общий фактор - необходимость модернизации действующей или формирования новой государственности. Например, в период после Второй мировой войны во Франции, после обретения независимости в Сингапуре требовалось главное - жесткое, эффективное и профессиональное управление государством.

Информация о работе Лидерство