Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:46, реферат
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие лидерства и его компонентов……………………………………….4
2. Что такое лидер и лидерство ………………………………………………….6
3. Качества присущие лидеру ……………………………………………………8
4. Окружение лидера ……………………………………………………………10
5. Карьера лидера ………………………………………………………………..12
6. Общие теории лидерства…………………………………………………......13
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы …………………………………………..16
Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.
4. Окружение лидера
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.
Отношения лидера и его
коллектива - важный аспект новой, лидерской
организации власти. Целеустремленность,
принципиальность, сознание ответственности
перед обществом (или управляемым
учреждением), понимание его задач
и запросов являются неотъемлемыми
качествами лидера. Они должны быть
и у его окружения. Эти качества
сплачивают их так же, как общее
умение вести дискуссию, сочетать стремление
к самоутверждению с интересами
коллектива и коллег, положительно
относиться к их заслугам. Лидер
должен уметь разумно, обоснованно
и своевременно перемещать своих
сотрудников и создавать
Управление политическими процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.
Хорошо, если лидеру удается
создать в своем окружении
«мозговой центр» - совет наиболее
квалифицированных экспертов по
важнейшим проблемам политики. Тогда
власть располагает компетентными
рекомендациями и консультациями, результатами
так называемой "мозговой атаки"
- срочной и напряженной
5. Карьера лидера
Карьера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств лидера. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.
Когда в далеком 1517 г. Мартин
Лютер прибил на портале церкви в
Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов
о злоупотреблениях католической иерархии
и церковных властей, он точно
отразил в них настроение отчаявшегося
от нужды и преследований народа.
Лютер оказался подлинным лидером.
Идея религиозной и политической
реформы овладела умами и всколыхнула
Германию, а за ней и другие страны.
Лидер предлагает обществу свою программу
и по существу вырабатывает ее совместно
с обществом и лучшими
Организационная функция
включает создание кадров и системы
управления, сплочение сторонников,
планирование политических процессов
и действий, практических аспектов
политической работы. Лидер формирует
аппарат, распределяет в нем обязанности,
создает условия для
Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
6. Общие теории лидерства.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.
Поведение же лидера должно
убеждать их в том, что его действия
правильны и выгодны, а не продиктованы
своекорыстием или
Совершенно ясно, что принятое
в социальной психологии понимание
лидерства как свойственного
лишь малой группе было обусловлено
не столько теоретическими позициями
разных исследователей, сколько идеологическими
и политическими заказами и запретами
недавнего прошлого, когда недопустимо
было даже теоретически предположить,
что руководители партии и государства
- не лидеры. Главой государства в
течение десятилетий
Итак, можно констатировать,
что в нашей психологии вопрос
о политическом лидерстве, т.е. о
лидерстве на уровне больших социальных
групп, вообще не поднимался, если не считать
робких попыток рассмотреть феномен
руководства. В западной же литературе
возобладали тенденции прямого,
механического перенесения
До некоторой степени этот подход пересекается с американскими ситуативными теориями лидерства. Общее между ними - в том, что оба подхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением и институтом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой это лидерство осуществляется. Разница состоит в том, что ситуативные теории учитывают черты, характерные для среды лидерства: время, место, обстоятельства групповых действий, т.е. внешние параметры, относящиеся и к лидеру, и к возглавляемой им группе в целом. Деятельностный же подход акцентирует внимание на таких внутренних характеристиках группы, как цели, задачи и состав.
Естественно, в советский период исследования феномена лидерства проводились исключительно с точки зрения деятельного подхода и в русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе, определения его стиля. Однако один из важнейших вопросов, встающих при анализе проблемы, вопрос о происхождении феномена лидерства - конечно, не поднимался.
Заключение
Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать. Только где их взять? Кажется, ответ очевиден - взять их негде, кроме как среди нас самих. Все просто, но не очень легко выполнимо.
Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты, дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей части, главные - это не они. Это очень грустно.
В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их на высокий уровень - «социального инжиниринга», есть книга с весьма экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?». Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов. Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому у нас их мало, мы ждем их прихода.
Список использованной литературы:
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2003
2. Жизнь наверху. Искусство быть лидером. М.,1999 .
3. Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб., 1997
4. Альманах психологических тестов, Римские Р.Р. и С.А., Москва, «КСП», 1995