Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:22, реферат
Анализ экспериментальных данных зарубежных и отечественных психологов относительно феномена лидерства и исследования позволяют сделать вывод о существовании комплекса универсальных коммуникативно-личностных свойств, необходимых человеку для того, чтобы успешно влиять на других людей в межличностном взаимодействии. Социально-психологический потенциал личного влияния состоит, как минимум, из следующих свойств: легкость и навыки общения, адаптивность, уверенность, активная позиция во взаимодействии, мотив достижения, аффилиация, понимание собеседника и социальный интеллект в целом.
Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.
Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Заключение.
Таким образом, результаты проведенных
за последние годы многочисленных исследований
позволяют сделать вывод, что
лидерство требует наличия не
столько какой-то определенной черты,
сколько группы черт, куда непременно
входят уверенность, дружественность,
сознательность, социальная восприимчивость
и поведенческая гибкость. Большое
значение имеет также мультипликативный
эффект, связанный с определенным
сочетанием свойств. Например, является
уже доказанным фактом, что с лидерством
связаны такие характеристики, как
интеллект и настойчивость. Однако
умеренно высокий интеллект в
сочетании с очень высокой
настойчивостью достигнет лучших результатов,
чем очень высокий интеллект
с меньшей настойчивостью. Также
сильная мотивация власти (особенно,
когда стремление к власти заметно
превышает аффилиативную
3. Типы личного влияния.
Способность личного влияния
зависит от типа личности, от ведущих
свойств коммуникативно-
Выделяется 7 типов влияния, из которых 4 – основные, а 3 – компенсаторные. Основные типы личного влияния:
социальный интеллект;
личный магнетизм;
фрустрационное влияние;
партнерство и доверие на основе эмпатии.
К типам компенсаторного, или непрямого, влияния, относятся: манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность.
Первый тип влияния – социальный интеллект - объединяет людей легких в общении, хорошо адаптирующихся в любой ситуации, уверенных в себе, с высокой адекватной самооценкой. такие люди умеют принимать решения, активны в работе, обычно открыты, дружелюбны и внимательны, предпочитают партнерский стиль общения с учетом обратной связи и восприятия себя собеседником. Этот тип влияния – самый распространенный. Им обладает каждый четвертый.
Личный магнетизм – тип влияния, близкий к первому, только с еще более выраженным социальным интеллектом, чувством собственного достоинства и высокой степенью принятия себя, а также с более высокими показателями влияния, навыков общения, адаптивности и уверенности в себе. Представители данного типа влияния чувствительны к эмоциональным состояниям других, хорошо понимают людей и их невербальные реакции, дружелюбны, восприимчивы к критике. Их отличительная черта – полное самообладание и чувство такта. Они очень ответственны, рефлексивны. При этом имеют высокий энергетический потенциал. Но основное, что отличает их от других людей, - это высокое самоуважение, эмоциональная стабильность и прекрасная саморегуляция. Для этих людей также характерно стремление к самосовершенствованию без выпячивания своих достоинств. Свойственен он лишь одному человеку из десяти.
Фрустрационный тип личного
влияния рисует нам портрет общительного
и даже в чем-то обаятельного человека,
легко вступающего в контакт,
наделенного чувством юмора, самоуверенного,
импульсивного, умеющего рисковать, ориентированного
на достижения и результат в значимой
деятельности, но при этом не отличающегося
высоким самоуважением, стабильностью,
рефлективностью и
Индивиды с доверительно-
Следующие три типа влияния являются компенсаторными, или непрямыми. Тем не менее, каждая из этих трех групп имеет свои особенности в том, что касается способов воздействия на людей, поэтому рассматривается как самостоятельный тип.
Влияние, проявляющееся как
манипулятивная адаптивность, предполагает
наличие хороших навыков
Ориентация на ответственность
и компетентность присуща индивидам
с очень высокими моральными установками
и самоуважением. Стремление к стабильности,
уступчивость, компетентность, высокая
работоспособность и
Седьмой тип влияния –
«воинствующая добродетель». Его
представляют достаточно авторитарные
личности с высокими моральными установками,
но низкой ответственностью. Это редкий
тип людей, предъявляющих большие
претензии к поведению
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Согласно стереотипному взгляду, мужчины более, чем женщины, пригодны для руководящих постов в силу присущих им стилей лидерства. считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилям, ориентированным на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, который характеризуется участием в общей работе.
Стереотипное мышление влияет
не только на зачисление и отбор
женщин на определенные должности, но
и на служебное продвижение и
оценку результатов работы в фирме.
Руководитель организации более
склонен выступать в роли покровителя
и протежировать мужчинам, а не
женщинам, так как в последнем
случае это всегда связано с рядом
сложностей (возможны подозрения в
сексуальном интересе, возрастает риск
подорвать собственную
В психологической литературе все чаще высказывается мнение, что некоторые качества женщин обеспечивают им преимущество пред мужчинами. В процессе развития мужчины оказываются более уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу. Женщины лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны.
Женский стиль руководства – более гибкий, женщины-лидеры более открыты и общительны, оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при первом контакте с подчиненными. Они склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости.
Руководители-мужчины более
официальны в отношениях с подчиненными
и больше озабочены субординацией,
часто увольняются с
Разумеется, это лишь общие тенденции, за которыми стоят многообразные возрастные, социальные и индивидуальные вариации.
III. Групповая сплоченность
как социально-психологическая
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, направленность, самоорганизованность, а также сплоченность.
Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе. Однако такой количественной оценки для определения сплоченности коллектива недостаточно, так как здесь отражаются только эмоциональные связи.
При оценке сплоченности группы, а тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов. Сплоченность коллектива предстает как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые нужно изучать не на одном уровне (эмоциональных контактов), а на трех:
эмоциональная привлекательность (первый поверхностный уровень);
ценностно-ориентационное единство (второй уровень, связанный с отношением членов коллектива к его целям и задачам);
устойчивость коллектива (третий уровень выявления сплоченности коллектива).
Совершенно очевидно, что
сплоченность представляет собой признак
коллектива только в сочетании с
направленностью на достижение социально
значимых целей, поскольку без такой
направленности она может встречаться
и в других типах групп (например,
в корпорациях). Направленность коллектива
проявляется не только в целях, им
выбранных, но и в подчинении этим
целям взаимоотношений в
IV. Заключение.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
Сравнительный анализ определений,
которые даются понятиям «власть»,
«лидерство» и «личное влияние»
Лидерство и личное влияние
обнаруживают наличие у человека
практически одних и тех же
качеств – уверенности, напористости,
общительности, ориентации на успех, саморегуляции,
работоспособности, социального интеллекта
и некоторых атрибутов
Влияние может основываться на социальном положении или статусе, на владении ресурсами или информацией, на межличностных отношениях или индивидуальных особенностях, включая различные мотивы, потребности и интересы человека.
Анализ экспериментальных
данных зарубежных и отечественных
психологов относительно феномена лидерства
и исследования позволяют сделать
вывод о существовании
Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.
Список литературы:
В.Г.Казаков, Л.Л.Кондратьева «Психология», М., «Высшая школа», 1989 год.
В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша «Межличностное общение», СПб, «Питер», 2003 год.
И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан «Психология», М., «Academia», 2003 год.
Ф.Зимбардо, М.Ляйппе «Социальное влияние», СПб, «Питер», 2000 год.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
«ЛИДЕРСТВО И СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ»
Выполнила: студентка ИФиИ – 214гр.,