Лидерство в малых группах. Признаки лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие и содержание лидерства……………………………………………….4
2. Лидерство в малых группах……………………………………………………..6
3. Признаки лидерства……………………………………………………………...8
4.Лидерство и современность……………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этикет.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

Признаки лидерства.

 Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности  в различных ее сферах, выработка  и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных  социально-психологических отношений  в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности  малой группы: деловой, связанной  с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и  эмоциональной, связанной с процессом  общения и развития психологических  отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное  лидерство») и лидерство в эмоциональной  сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.

 Представители поведенческого  подхода к исследованию лидерства  считают, что лидером становится  человек, который обладает нужной  формой поведения. В рамках  этого подхода были выполнены  многочисленные исследования стилей  лидерства и разработаны их  классификации. Наибольшую известность  получили классификации стилей  лидерства К. Левина, описавшего  и исследовавшего автократический,  демократический и либеральный  стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

Лидерство и современность.

Воспитание лидера и его  самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать  отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание  или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать  требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое  способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может  завладеть умами общества или  его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для  подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта  анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и  обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или будущий лидер) должен научиться  принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать  пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных противников.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную  победу. Поскольку политика - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым  к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют.

Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся  в обществе традиций политической' деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным. Возможна, впрочем, и другая эволюция политика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу  и сущность лидерства. Одна из них - «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая - «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями  сложившейся социальной ситуации.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности  малой группы - деловой, связанной  с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и  эмоциональной, связанной с процессом  общения и развития психологических  отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере  и лидерство в эмоциональной  сфере. Эти два вида лидерства  могут быть персонифицированы в  одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости  от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности  группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых  задач; на общение и взаимоотношения  в группе; универсальных лидеров.

Существует несколько  теорий «стилей лидерства» - системы  приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной  психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства - авторитарный, демократический, попустительский.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными  из которых, являются психологические  характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности  ситуации, в которой находится  группа.

 

 

 

Список литературы:

1. Жизнь наверху. Искусство  быть лидером, 1996

2. Лидеры (Стратегия принятия  самостоятельных решений). Уоррен  Беннис, Берт Нанус, 2000

3. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение, 1978

4. Шихарев П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАМ, 2000

 


Информация о работе Лидерство в малых группах. Признаки лидерства