Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 17:26, курсовая работа
Цель работы – изучить специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Гипотеза - нет группы без лидера
Объект исследования - выявление лидерских качеств.
Предмет:
Способность к лидерству (выраженность качеств лидера).
Задачи:
Рассмотреть теории лидерства, функции лидера
Рассмотреть восприятие лидера группой
Провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.
I. Введение 3
II. Теоретическая часть
1. Специфика лидерства. 4
2. Теории лидерства. 7
3. Функции лидера. Стиль лидерства. 10
4. Восприятие лидера группой. 14
5. Современные модели лидерства. Плата за лидерство. 17
III. Практическая часть 21
IV. Заключение 35
V. Список литературы 36
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли участник, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что участник был неискренним в самооценке.
Ключ к тесту на определение лидерских качеств
1 |
а |
26 |
а |
2 |
а |
27 |
б |
3 |
б |
28 |
а |
4 |
а |
29 |
б |
5 |
а |
30 |
б |
6 |
б |
31 |
а |
7 |
а |
32 |
а |
8 |
б |
33 |
б |
9 |
б |
34 |
а |
10 |
а |
35 |
б |
11 |
а |
36 |
б |
12 |
а |
37 |
а |
13 |
б |
38 |
б |
14 |
б |
39 |
а |
15 |
а |
40 |
б |
16 |
б |
41 |
а |
17 |
а |
42 |
а |
18 |
б |
43 |
а |
19 |
б |
44 |
а |
20 |
а |
45 |
б |
21 |
а |
46 |
а |
22 |
а |
47 |
б |
23 |
а |
48 |
а |
24 |
а |
49 |
б |
25 |
б |
50 |
б |
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл.
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов: лидерство выражено слабо;
26-35 баллов: средняя выраженность лидерства;
36-40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;
свыше 40 баллов: склонность к диктату.
Вывод:
В результате проведенных тестов, было обнаружено что в группах есть несколько человек, которые обладают средне выраженными лидерскими качествами, но нет единого лидера, который объединял бы подгруппы, которые появились в данной группе.
Тем не менее, в ходе исследования удалось получить подтверждение поставленной гипотезе.
Методы исследования:
Изучение и анализ теоретической литературы по психологии
Выявление лидерских качеств у испытуемых.
Выборка исследования составляла 13 человека возрастом от 16 - 18 лет.
Работа состоит из введения, пяти глав и заключения, а также из списка изученной и использованной литературы.
Во введении описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, задачи.
Во главе «Специфика лидерства» описано что такое лидерство, каким оно может быть.
Во главе «Теории лидерства» представлены 2 теории из существующих.
Во главе «Функции лидера. Стиль лидерства» подробно описаны функции лидера, его роль, также представлены возможные стили лидерства.
Во главе «Восприятие лидера группой» описано как могут воспринимать лидера в группе, т.е как к нему относятся другие участники группы.
Во главе «Современные модели лидерства. Плата за лидерство.»представлены примерные модели современного лидера, т.е как он может себя вести; еще описана взаимосвязь профессиональной деятельности и ряда соматических заболеваний.
Во главе «Практическая часть» описывается проведенный эксперимент, делаются выводы.
В заключении сделаны выводы по поставленной проблеме, сформулированной в названии работы.
Заключение.
Таким образом, в работе решены следующие задачи:
Рассмотрены теории лидерства, функции лидера и восприятие лидера группой.
Проведено практическое исследование на выявление лидерских качеств.
По данной работе можно сделать следующие выводы.
Имеются научные факты, подтверждающие что группа не может существовать без лидера. Т.е. на определенном этапе своего развития в группе выделяется лидер. Он может быть формальным и не формальным, позитивным или негативным.
Нельзя не отметить, лидер в группе играет большую роль(он является для группы как «пример»), и выполняет не маловажные функции.
Практическое исследование показало, что в каждой группе есть лидеры. Но в них не было единого лидера. Т.е можно сказать, что группа разделена на несколько подгрупп со своими лидерами.
Следовательно, если появляется группа, то в ней обязательно выделиться лидер.
Список литературы
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.: Аспект Пресс, 1998г.
2. Дилтс Р. «НЛП: навыки эффективного лидерства», СПб.: Питер, 2002г.
3. Емельянов Ю.Н. «Руководство коллективом как проблема социальной психологии», М. 1971г.
4. интернет
5. Карлофф Б. «Вызов лидеров», М.: 1996г.
6. Методика «Лидер» - http://azps.ru/tests/2/lider.