Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:59, контрольная работа
В любой группе людей существуют «руководители» и «лидеры».
Руководитель - это всегда официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой – рядом психологических факторов, определяющих меру его авторитетности; организаторский мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и стиль управления.
Понятия «руководитель» и «лидер». Основные стили руководства и лидерства.
Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе.
Практическое задание.
Содержание
1. Понятия «руководитель» и «лидер». Основные стили руководства и лидерства.
В любой группе людей существуют «руководители» и «лидеры».
Руководитель - это всегда официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой – рядом психологических факторов, определяющих меру его авторитетности; организаторский мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и стиль управления.
Лидер – это лицо, завоевавшее авторитет и право влияния на других членов малой группы. Он является поражением структуры взаимоотношений данной конкретной общности, которая определяется целями группы, её ценностями и нормами. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизни. За ним признаётся право вести за собой других участников группы, быть последней инстанцией в оценки ситуации и обстоятельств. [2, 115]
Самым ярким различием между лидером и руководителем является то, что руководитель-это человек, который влияет на остальных в силу полномочий, а лидер-на основе личностных качеств.
Различают три стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный.
Исследования показывают,
что у различных людей стиль
руководства, как правило, представляет
собой сочетание указанных
Если выбирать из этих стилей руководства, то самым оптимальным является демократический. Руководитель, которой придерживается данного стиля будет решать все вопросы и задачи группы сообща , а следовательно принимать решения с коллективом.
Так же надо не забывать, что в любой рабочей группе есть неформальный лидер, который так же как руководитель имеет большой вес в принятии решений. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
1.Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки времен Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилла. На протяжении ХХ века проводились многочисленные исследования индивидуальных характеристик преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р.Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:
1)физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
2)личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
3)интеллектуальные качества
- ум, умение принять нужное решение,
4)способности - контактность,
легкость в общении,
Безусловно, всеми перечисленным
требованиям удовлетворяет
2. Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («делай как я»!). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.
Лидеры есть в любом
коллективе, они заслуживают особого
внимания, так как активно влияют
на морально-психологический
Лидерство в группе может
быть как формальным (официальные
руководители), так и неформальным. Среди
последних можно выделить деловых, эмоциональных,
авторитарных, демократических и, наконец,
позитивных и негативных лидеров. Руководитель
обязан иметь представление о неформальной структуре
своего коллектива, чтобы своевременно
предотвращать конфликтные
2. Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе.
Социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии. [1, 62]
Социальная роль – социальная функция личности, соответствующий способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений. [1, 63]
Различные роли осваиваются в процессе социализации, например лидер, оппозиционер, защитник, жертва, и т.д. Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от её знаний и умения находиться в данной роли, от стремления соответствовать ожиданиям окружающих. С изменением ролей меняются взгляды человека.
Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определённая согласованность ожидание с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Человеку приходиться быть в различных ролях и он физически не может отвечать всем предписанным им требованиям.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписанные ролью требования.
Возможны следующие конфликты:
Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями при смене работы.
Всю свою жизнь человек занимается освоением новых социальных ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Овладение широким спектром ролей способствует развитию человека. [1, 66-67]
В любом коллективе каждый человек играет свою роль, кто то лидер, а кто то аутсайдер и другие. Эти роли необходимы, для гармоничной работы в коллективе. Естественно ни в одной рабочей группе не обходиться без конфликтов, некоторые происходят из-за личностной неприязни, некоторые из-за зависти в работе, бывает, что просто вспылят друг на друга и т.д. Что бы таких конфликтов происходило меньше следует руководителю проводить тренинги по сплочению коллектива, устраивать мини корпоративны, выезды на природу и ни в коем случаи не сравнивать работников друг с другом.
3. Практическое задание.
Составьте карту внутренних коммуникаций членов вашей рабочей группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов рабочей группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции.
Рассмотрим рабочую группу коллектива ООО «Лэмон Груп». Для рассмотрения возьмём один из магазинов сети, который находиться по адресу Попова, 82.
Коллектив состоит из:
Формальным лидером, или иными словами руководителем, является управляющая магазином. Она наделена всеми полномочиями. Руководствуется смешанным стилем руководства: демократический и либеральный. В каких-то ситуациях она решает все вопросы с коллективом, где-то даёт слабину и пускает рабочий процесс на самотёк.
Так же в данном коллективе есть неформальный лидер, это кассир-продавец. Мнение кассира в рабочем процессе далеко не на последнем месте. Продавцы пытаются на него равняться и в идентичных ситуациях вести себя так же.
Внутри группы коммуникации проходят следующим образом: от регионального руководства информация передаётся управляющему магазина, управляющая передаёт информацию заму или же всему коллективу сразу.
В рассматриваемом нами магазине недавно прошла смена коллектива, практически полностью, за исключением кассира-продавца. Сейчас происходит адаптация коллектива, но руководитель ничего не делает, для ускорения данного процесса. Для ускорения адаптации следует более опытному работнику сориентировать новый персонал в магазине, так же для сплочения коллектива провести тренинги.
Список используемой литературы