Личностная беспомощность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Личностная беспомощность - ощущение и внутреннее состояние, когда в трудной ситуации вместо того, чтобы собраться и предпринять необходимые действия, человек переходит в позицию Жертвы, опускает руки, демонстрируя невозможность что-либо предпринять.
Личностная беспомощность может быть как чертой личности, так и ситуативным состоянием. Личностная беспомощность - проявление инфантилизма. Случайные, редкие проявления личностной беспомощности бывают у многих, хотя более характерны для женского поведения. Личностная беспомощность - один из распространенных вариантов как демонстрации несостоятельности, так и проявления страха неудачи, и нередко носит игровой, а то и манипулятивный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Беспомощность.docx

— 28.66 Кб (Скачать файл)

Личностная беспомощность

Личностная  беспомощность - ощущение и внутреннее состояние, когда в трудной ситуации вместо того, чтобы собраться и предпринять необходимые действия, человек переходит в позицию Жертвы, опускает руки, демонстрируя невозможность что-либо предпринять.

Личностная беспомощность  может быть как чертой личности, так и ситуативным состоянием. Личностная беспомощность - проявление инфантилизма. Случайные, редкие проявления личностной беспомощности бывают у  многих, хотя более характерны для  женского поведения. Личностная беспомощность - один из распространенных вариантов  как демонстрации несостоятельности, так и проявления страха неудачи, и нередко носит игровой, а то и манипулятивный характер.

Как манипулятивная межличностная  игра, личностная беспомощность имеет  своей целью привлечение к  себе внимания и снятия с себя ответственности. Иногда - навесить ответственность  на окружающих.

Игровой характер личностной беспомощности особенно ярко виден  в тех ситуациях, когда беспомощность  вдруг становится явно невыгодной. Тогда "беспомощный человек" вдруг  резко преображается, беспомощность  резко уходит, "спадает", и человек  мгновенно превращается во вполне состоятельного, разумного и состоятельного. Стало  нужно - пришел в себя.

Каковы истоки личностной беспомощности? Личностная беспомощность - состояние не врожденное, оно обычно находится или выучивается в  раннем детстве, обычно еще до школы. У многих закрепляется выученная беспомощность - привычное поведение, или необдуманно скопированное с окружающих, или воспроизводимое в силу условной или реальной выгоды. Воспитанные и ответственные люди обычно не допускают у себя личностной беспомощности, поскольку понимают: если трудную ситуацию не буду решать я, ее нужно будет решать кому-то другому. А перекладывать свои трудности на плечи окружающих воспитанные люди считают недостойным.

Личностная беспомощность  обычно сопровождается "букетом" дополнительных проблем. Во-первых, в  состоянии личностной беспомощности  человек нередко разрешает себе превратиться до капризного, не способного ни на что ребенка, демонстрирующего свой протест и устраивающего  истерики. Ранее позитивные люди вдруг  превращаются в негативистов, которым  все плохо, которые ни видят никаких  возможностей и готовых ругать всех и вся, особенно начиная с себя. Кроме негативных шаблонов видения  и поведения, в состоянии личностной беспомощности обычно включаются разнообразные психологические защиты.

Предупреждение  и прекращение личностной беспомощности

Личностная беспомощность  сочетает в себе моменты и состояния  Жертвы, и эмоциональной истерики, соответственно средства предупреждения и прекращения личностной беспомощности  берем и оттуда, и оттуда.

Чтобы не расстраивать себя и не провоцировать состояние  Жертвы,

  • отработайте упражнение Ошибочка.
  • послушайте свою внутреннюю и внешнюю речь и уберите из своего лексикона словарь Жертвы.

Попросите своих друзей или  близких обращать внимание на ваше лицо и интонации - когда они заменят  характерные для переживания  Жертвы и беспомощности выражения  лица или соответствующие несчастные и беспомощные интонации, пусть  они вам говорят, а вы это прекращаете  и меняете с выражением им благодарности.

Если человек уже отыграл  истерику с состоянием личностной беспомощности (как в случае с Джули на видео), критиковать его и стыдить  за это обычно бесполезно - человек  сам себя за это ругает и одновременно оправдывает (а что я еще могла  сделать? Я же расстроилась!). Тем  не менее, ситуацию можно на будущее  предупреждать. За происшедшую истерику навесить на человеку усиленный режим  словаря Жертвы и Ошибочки и отругать за другое: "Почему не позвала меня, когда тебе было трудно и тебе потребовалась помощь? Я же был рядом! Ты должна мне пообещать, что в следующий раз в трудной ситуации, когда я рядом, ты не будет психовать и расстраиваться, а позовешь меня. Договорились?" - и добиваться, чтобы эта договоренность помнилась и выполнялась.

 

Упражнение «Ошибочка»

В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные  последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: "Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог..." и так далее. Подобного рода переживания, переходящие  в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

Упражнение "Ошибочка!" - развивает умение спокойно, без  внутренней агрессии, относиться к  своим случайным промахам. Для  тех, кого тянет переживать, упражнение "Ошибочка" выполняет роль психотерапевтического ритуала, в котором простой текст сочетается с тремя простыми жестами. На стадии освоения ритуала жесты должны быть реальными, внешними жестами, а после этапа освоения, в практике использования обычно используются воображаемые, внутренние жесты.

Реальные жесты делать очень полезно, но при окружающих вы можете выглядеть слишком глупо. Поэтому реальные жесты можно  делать либо рядом с теми, кто  вас поймет и поддержит, либо делать эти жесты в воображении. Но начинайте  отрабатывать это - с реальных жестов, просто выберите время и место, когда  никого рядом нет.

Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает  что; сказали что-то не то, не тому или  не тогда или как раз не сказали  что надо,

короче, ошиблись, то — 

1. Ручки в стороны и  скажите себе: «Ошибочка!». Подробнее: головку наклоните вбок, лапки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест Балбеса). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией: «Всякое бывает!»). Сделайте это по-детски: смешно, довольно и несерьезно, на выдохе и расслаблено.

В чем смысл этого действия? Дело в том, что переживательной  личности любая ошибка представляется безбрежной катастрофой "Ужас-ужас-ужас", идет неадекватное преувеличение. Чтобы  снять это преувеличение нужно  сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас.

2. Скрестите руки на  груди, нежно и бережно обнимите  себя за плечики и скажите  себе: «Я хороший!». Важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает раздрай. А в таком состоянии от него, как правило, идет еще больше глупостей и гадостей. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший!».

Такая простая фраза, а  творит чудеса! Собственно, люди и ругаются чаще всего тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя же защищают. А обнимешь жену любимую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!», — она и ругаться перестает.

3. Вам стало хорошо, только  не очевидно, что дела на этом  завершены. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед  и короткая фраза: «Работать!»

Это - конструктив. Провели психотерапию, включили состояние "Я хороший", пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Когда занимаешься делом, то все правильное в душе происходит само, на пустые переживания не остается времени.

Как осваивать  упражнение "Ошибочка"

1. Начните с того, что  в течение дня отмечайте все  ошибки, которые вы допускаете, и  фиксируйте ваш внутренний текст,  которыми вы это сопровождаете. 

Для чего? Во-первых, вам нужна  просто цифра: 1 ошибка в день? 5 ошибок в день? 50? Иногда вам может казаться, что вы совершаете ошибки постоянно, с утра до вечера, а в реальности, когда начнете записывать, у вас  будет всего 7 ошибок. А это нормально, совсем не много. Во-вторых, у вас  вырабатывается внимание к собственному поведению, а это важно. В-третьих, вы сможете понять, какие ситуации чаще вызывают у вас ошибки. Продумав это, можно часть ошибок снять. В-четвертых, когда вы знаете свой внутренний текст, вы легче сможете его изменить.

2. Выберите день, когда  будете упражнение "Ошибочка" осваивать. 

Внимание: это должен быть не самый трудный день, в этот день у вас должна быть возможность  отвлекать себя на это упражнение. Пожелание - пусть рядом с вами будут скорее благожелательные люди, которые и напомнят вам об упражнении "Ошибочка", и не удивятся, если вы делаете руками эти смешные  жесты. А начинать лучше делать упражнение прямо с жестами.

В выбранный день поставьте  себе задачу: ждать свои ошибки, чтобы  сразу, четко, именно в момент ошибки сделать нужные жесты и сказать  нужный текст. Важно выполнять упражнение именно в момент ошибки, а для  этого свои ошибки караульте - ждите. Как бы желайте, чтобы они у  вас произошли... - хотя специально делать их, конечно, не нужно.

3. Когда упражнение "Ошибочка" уже начнет вам помогать, обязательно  расскажите о своих успехах  кому-то из своих друзей, кому  оно также может быть полезным. Сделайте этот подарок хорошему  человеку! А когда вы его расскажете, вы закрепите это упражнение  для себя.

 

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность  — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.

Внутренняя картина:

  • Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".
  • Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня"

Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.

  • Генерализация, общий характер установки.

Их неудачи относятся  не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность  распространяется на многие другие, так  что субъект перестает предпринимать  попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Проявления 

У животных выученная беспомощность  проявляется торможением моторного  поведения, ослаблением биологических  мотиваций, нарушением способности  к обучению новым навыкам, а также  появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение  артериального давления, изъязвление  слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным  опухолям и т. п.).

У человека выученная беспомощность  проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.

Отчего возникает 

Объективные причины: выученная  беспомощность чаще возникает после  более или менее длительного  негативного, вызывающего протест  воздействия, избежать которого не удается.

В экспериментах на животных для этих целей используется электрический  ток, а людям предъявляется серия  нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

Субъективные причины: выученная  беспомощность чаще возникает у  лиц, склонных к позиции Жертвы.

За ним обычно стоят  четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности ("Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!"), привлечение внимания ("Неужели не поможете такому беспомощному?"), месть ("Раз ты жизнь - такая, то я тебе отомщу - стану совсем беспомощным") и борьба за власть ("Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!").

Что делать?

Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет  это изменить, он это сделает. И  даже быстро. См.→

Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, - это человека успокаивает и выученную беспомощность  снижает.

Если удается показать, что задача не решается только здесь  и сейчас - от беспомощности отказаться уже легче.

Если удается показать, что успехи - это его успехи, а  неудачи - из-за чужой вины, ситуация облегчается.

Если трудно сразу, можно  постепенно: это лечение позитивным опытом.

Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. "Выученная  беспомощность" лечится "выученной  успешностью" - позитивным опытом.

Цель поведения  ребенка — уклонение 

Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у  нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно  бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно  обеспокоены ее поведением дома и  в школе. Энджи стала демонстрировать  своим поведением уклонение, или, другими  словами, показную неполноценность.

 

Словарь Жертвы

Для человека, который чего-то хочет на самом деле, все преграды преодолимы и несущественны. Кто  хочет, ищет возможности, кто не хочет - оправдания.

Информация о работе Личностная беспомощность