Личностная нестабильность и подростковые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:37, реферат

Краткое описание

По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного". Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудности подросткового периода.docx

— 28.85 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-  Принимать активное участие в жизни семьи;

-  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

-  Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

-  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

-  Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Уметь сдерживать  собственнические инстинкты и  относиться к ребенку как к  равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;

-  С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Подростничество - это возраст, когда из куколки начинает появляться бабочка. Какой будет эта бабочка во многом зависит от взрослых. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, существующих традиций этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.   Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. 

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста различных частей тела и резкой смены его пропорций и т. п.  Следует отметить, что возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, а также последовательность проявления этих признаков, колеблется у разных подростков в значительных пределах. Это нередко приводит к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать ощущение целостности и стабильности своего “Я”, что может стать причиной многих личностных проблем.       Возраст от 10 до 11 лет. Большинство детей еще спокойны, уравновешены, в отношениях с родителями проявляют максимум доверия и теплоты.       Возраст с 11 до 12 лет. Физиологическая перестройка организма, а значит, начинаются и первые проблемы. Родители сталкиваются с его импульсивностью, частой и необъяснимой сменой настроения, отрицанием, упрямством, агрессивностью поведения. Возрастает острота мировосприятия, обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты  и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.      Возраст с 12 лет. Импульсивность подростка постепенно уступает место более разумному и спокойному отношению к миру. Максимально растет самосознание подростка, обостряется его стремление к независимости от взрослых, самостоятельности, возрастает потребность признания собственного авторитета. Удаляясь от семьи, подросток пытается найти новую социальную группу, в которой у него появилась бы возможность удовлетворить потребность в реализации собственного личностного начала. Начинает придавать все большее значение собственной внешности, проявляет первый интерес к представительницам противоположного пола.       Возраст с 13 до 14 лет. Самый сложный для подростка. Острота восприятия максимальна, самокритичность и критичность по отношению к окружающим зачастую приводят к замкнутости, уходу в себя. В этом возрасте подростки интровертны, т.е. обращены внутрь себя, в свой собственный мир, скрытны по отношению не только к родителям, но и к друзьям.     Возраст 14 лет.  Подросток снова может измениться, Становится более общительным. Уверенность в себе возрастает.  Внимательно анализирует поведение окружающих людей, делая собственные выводы.  Склонен к вступлению в так называемые подростковые группировки.      Возраст  15 лет. Подростки почти взрослые люди.  Жажда свободы и самостоятельности превращается в настоятельную потребность. В этом возрасте подросток раним, восприимчив к влияниям со стороны окружающих.      Возраст 16 лет. Характер подростка постепенно уравновешивается. Возрастает потребность в общении, появляется ощущение внутренней самостоятельности. Многие подростки начинают задумываться о будущем.

 


Информация о работе Личностная нестабильность и подростковые проблемы