Личностная тревожность: понятие, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Многогранность и семантическая неопределенность понятия «тревожность» в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Этим термином обозначается и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов и др. [5].
По мнению Чарльза Дональда Спилбергера, «многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях и чаще, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям» [29:12], речь идет о смешении в одном термине понимания тревоги как психического состояния и тревоги как свойства личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 94.02 Кб (Скачать файл)

- оценке роли в развитии  тревожных реакций и состояний  ребенка особенностей его социальных  контактов (в частности - со сверстниками, учителями и родителями);

- оценке роли в развитии  тревожных реакций и состояний  ребенка ситуаций, связанных со  школьным обучением [21].

В ходе анализа результатов, полученных при первичной диагностике по методикам («Многомерная оценка детской тревожности» и «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина), мы сравнили полученные данные уровня личностной тревожности у подростков экспериментальной и контрольной группы. Результаты представлены на рис. 1.

 

                                                                                               _____________Экспериментальная группа                   Контрольная группа


 

Рис. 1 Результаты первичной диагностики уровня личностной тревожности старших подростков

Условные обозначения:

ЛТ – личностная тревожность.

 

Анализируя результаты, представленные на рисунке 1, отмечаем, что …

Опишем результаты исследования тревожности подростков экспериментальной группы, полученных с помощью методики МОДТ, которые представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Результаты первичной диагностики тревожности старших подростков экспериментальной группы по методике МОДТ

Условные обозначения:

Т – тревожность.

В результате проведенного нами исследования, мы выявили, что у 1 (33,3%) подростка крайне высокий уровень тревожности по шкале «Общая тревожность». …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной научной психологической литературе имеют место множество определений понятия «личностная тревожность». В каждом толковании этого термина есть что-то общее сближающее их все, но в то же время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Под личностной тревожностью большинство авторов (Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д. и др.) понимают устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие у него тенденции воспринимать большинство ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Изучение специфики проявления тревожности в подростковом возрасте является одной из самых важных, актуальных и востребованных проблем современной психологической науки, потому что подростковый возраст является одним из самых богатых переживаниями, трудностями и кризисами периодом. Тревожность подростков обладает рядом особенностей. Во-первых, в старшем подростковом возрасте возрастает внимание к своему телу, это обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка.  Во-вторых, именно в этом возрасте тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности. В-третьих, причины возникновения тревожности в этот период связаны либо с реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являются следствием определенных личностных внешних и внутренних конфликтов, нарушений в развитии самооценки, трудностей самоопределения и т.п.

Проанализировав теоретические аспекты организации коррекционной работы, мы выяснили, что изотерапия  играет особую роль в коррекции личностной тревожности, т.к. она дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально.

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня личностной тревожности у учащихся 8 классов.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №4 города Лесосибирска, в сентябре 2012 - мае 2013 года.  В исследовании приняли участие учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов. Общее количество испытуемых – 42 человека, среди них 19 мальчиков и 23 девочки. В контрольную группу вошли 25 человек (17 девочек и 8 мальчиков), учащиеся 8 «А» класса, в экспериментальную группу – 17 человек (11 мальчиков и 6 девочек), учащиеся 8 «Б» класса.

В своем исследовании для оценки уровня личностной тревожности подростков мы использовали методики: «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ); «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина).

Проанализировав результаты первичной диагностики по изучению уровня личностной тревожности старших подростков экспериментальной группы, мы условно разделили учащихся на 3 группы: 1 группа (17,6%) -  с высоким уровнем личностной тревожности. Данная группа подростков характеризуется: неуверенностью в себе, пониженной самооценкой, снижением фона настроения, эмоциональной неустойчивостью, недоверием к людям,  напряженностью и нервозностью; 2 группа (58,8%) – со средним уровнем личностной тревожности, характеризуется адекватной самооценкой, уверенностью в себе, они обладают полезным, необходимым для полноценной, гармоничной жизни уровнем тревожности; 3 группа (23,6%) – с низким уровнем личностной тревожности, характеризуется с одной стороны, легкостью и оптимизмом к оценке окружающего, с другой – это может быть признаком поверхностности эмоционально-чувствительной сферы. Также не следует исключать и защитных реакций.

Подростки, которые находятся в первой группе, характеризуются высокой эмоциональной чувствительностью, тревожно оценивают свои перспективы, находясь в состоянии постоянного ожидания неприятностей. Большинство ситуаций, в которых оказываются подростки, воспринимаются ими как угрожающие им лично, их престижу и самооценке. Они могут чувствовать себя более или менее комфортно, сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность, но — преимущественно в ситуациях, к которым уже успели успешно адаптироваться, в которых понимают, как надо себя вести, и знают меру своей ответственности.

Нами апробирована программа по коррекции личностной тревожности старших подростков «Познай себя»  О.П. Погодиной на базе МБОУ «СОШ№4» г.Лесосибирска.

Проанализировав результаты повторной диагностики уровня личностной тревожности подростков экспериментальной группы, мы отмечаем, что снизилось количество подростков  с высоким уровнем тревожности до 5,9%. При этом количество подростков, у которых низкий уровень тревожности, повысилось до 35,3%. Это свидентельствует о том, что у данных подростков наблюдается снижение уровня личностной тревожности, повысилась уверенность в себе, способность контролировать свои эмоции в различных ситуациях,  учащиеся охотно идут на контакт, прислушиваются к советам, не «закрываются» в себе, они открыты для нового, не боятся перемен.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что знание особенностей личностной тревожности старших подростков и грамотно организованная коррекция личностной тревожности подростков средствами изотерапии помогут снизить уровень личностной тревожности и своевременно предотвратить становление тревожности как целостной эмоциональной характеристики личности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Диссертация кан. психол. наук. 2000. - 197 с.
  2. Астапов, В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.
  3. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992.- № 5. - С. 10-13.
  4. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
  5. Большой психологический словарь / под общ. ред.                          Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 627 с.
  6. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие – М.: Владос, 2005. – 79 с.
  7. Василенко, А.О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка / А.О. Василенко // Гуманитарные науки. - 2005. - № 2. - С. 14-17.
  8. Вачков, И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий /       И. Вачков // Школьный психолог. – 2004. - № 8. – С. 20-24.
  9. Волков, Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.
  10. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. – 448 с.
  11. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
  12. Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, – 2008. – 464 с.
  13. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 192 с.
  14. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь,  2007. - 336 с.
  15. Кочубей, Б.И. Лики и маски тревоги / Б.И. Кочубей,                   Е.В. Новикова  // Воспитание школьника. – 1990. -  № 6. – С. 14-17.
  16. Кочубей, Б.И. Снимем маску с тревоги / Б.И. Кочубей,                Е.В. Новикова // Семья и школа. – 1988. - № 11. – С. 6-9.
  17. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника /           Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
  18. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007. – 987 с.
  19. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  20. Малкова, Е.Е.  Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2009. - № 4. – С. 10-12.
  21. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
  22. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1996. - № 1. - С. 169-170.
  23. Практикум по арт-терапии /Под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
  24. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности  / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998.  - № 2. – С. 45-48.

Электронные ресурсы:

  1. Бурно, А.А. Краткосрочная терапия творческим рисунком [Электронный ресурс]: Естественно-научные исследования творческого процесса / А.А. Бурно, М.Е. Бурно. – Электрон. журнал. Режим доступа: http://characterology.ru/school-method/methodics/AllaBurno_TCP/
  2. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3640890

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Многомерная оценка детской тревожности»

 

Инструкция к методике МОДТ:

«Предлагаемые вам вопросы имеют отношение к тому, как вы себя обычно чувствуете. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Старайтесь отвечать правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Если вы определились с ответом на конкретный вопрос, то напротив соответствующего ему номера следует поставить знак «+», если ответ «Да» и знак «-», если ваш ответ на данный вопрос - «Нет».

Если вы затрудняетесь в выборе однозначного ответа, то выбирайте решение в соответствие с тем, что бывает чаще. Если ваш ответ на данный вопрос может быть различным в разные периоды вашей жизни, выбирайте ответ так, как это правильно в настоящее время. Всякий вопрос, ответ на который вы не можете сформулировать как «Да», следует считать отрицательным (т.е. «Нет»)».

Опросник МОДТ:

1. Часто ли ты чувствуешь  себя обеспокоенным и взволнованным?

2. Часто ли твои одноклассники  смеются над тобой, когда вы  играете в разные игры?

3. Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делается  выбор, только потому, что тебя  могут не выбрать?

4. Как ты думаешь, теряют  ли симпатии учителей те из  учеников, которые не справляются  с учебой?

5. Можешь ли ты свободно  говорить с родителями о вещах, которые тебя беспокоят?

6. Трудно ли тебе учиться  не хуже других ребят?

7. Боишься ли ты вступать  в спор?

8. Волнуешься ли ты, когда  учитель говорит, что собирается  проверить, насколько ты знаешь  материал?

9. Часто ли ты чувствуешь  себя усталым?

10. Сказывается ли на  желудке твое волнение?

11. Когда вечером ты  лежишь в постели, часто ли  ты испытываешь беспокойство  по поводу того, что будет завтра?

12. Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не  хочет делать того, что хочешь  делать ты?

13. Кажется ли тебе, что  окружающие часто недооценивают  тебя?

14. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

15. Можешь ли ты обратиться со своими проблемами к близким, не испытывая страха, что тебе будет хуже?

16. Часто ли тебе ставят  более низкую оценку, чем ты  ожидал?

17. Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

18. Обычно ты волнуешься  при ответе или выполнении  контрольных заданий?

19. Чувствуешь ли ты  себя бодрым после отдыха?

20. Случается ли тебе  попадать в такие ситуации, когда  ты чувствуешь, что твое сердце  вот-вот остановится?

21. Часто ли тебя что-то  мучает, а что - не можешь понять?

22. Часто ли ты чувствуешь  себя не таким, как большинство  твоих одноклассников?

23. Часто ли ты боишься, что тебе не о чем будет  говорить, когда кто-то начинает  с тобой разговор?

24. Обладают ли способные  ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят  в классе?

25. Кажется ли тебе иногда, что никто из родителей тебя  хорошо не понимает?

26. Часто ли твои одноклассники  смеются над тобой, когда ты  делаешь ошибки?

 


Информация о работе Личностная тревожность: понятие, характеристика