Личностное самоопределение и методы его активизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

В зарубежной и отечественной психологии много говорится о психологическом здоровье личности и о средствах психологической защиты, т.е. о защитных механизмах. Защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование личностного самоопределения. Этим определяется актуальность выбранной темы курсовой работы. В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по целеполаганию.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Самоопределение личности - это длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров. Развитие личности могут тормозить внутриличностные конфликты, которые тревожат даже здоровых людей. Конфликты могут возникать при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.

В зарубежной и отечественной  психологии много говорится о  психологическом здоровье личности и о средствах психологической  защиты, т.е. о защитных механизмах. Защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование личностного самоопределения. Этим определяется актуальность выбранной темы курсовой работы. В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального. 
               Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность- размерность «смыслового будущего». В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя. 
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». 
С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: «всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа "внутренних условий". Подчеркивается роль "внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, сама "специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия". Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом в этой детерминации. 
К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. 
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "личностное самоопределение" выступает категория "психосоциальная идентичность", разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе- происходит "размывание чувства своего "я", вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. 
Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности. 
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну. Сегодня важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры - предпринимательской. А это закрывает возможность состояться человеку в профессиональном отношении. Это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению "доходной" профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

По словам Н.С. Пряжникова, Самоопределение предполагает процесс, в котором участвует сам человек, а также специалисты (психологи, педагоги, профконсультанты), помогающие ему сделать свой выбор более осознанно и самостоятельно. Самостоятельность и осознанность формируются у самоопределяющегося человека постепенно, а выбор он делает уже без помощи специалистов.

Таким образом, помощь заключается  в активизации самоопределяющегося человека, т. е. в формировании у него готовности быть полноценным субъектом профессионального самоопределения. При этом активизировать означает не только побудить к размышлениям о своем профессиональном и жизненном будущем, но и научить делать это более осмысленно, с учетом многообразных факторов, влияющих на профессиональные и личностные выборы (позиции родных и близких, сверстников, учителей, возможностей семьи подростка, внутренних возможностей, интересов и уровня притязаний, знания подростка о ситуации на рынке труда и др.).

Активизация предполагает также повышение готовности педагогов, психологов, профконсультантов работать с самоопределяющимся человеком в творческом режиме. Для активизации самоопределения нужны специальные методы, которые называются методами активизации профессионального и личностного самоопределения.

Главное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения — понятность и доступность для практического использования. Они должны включаться в разнообразные программы профориентационной работы и в различные виды профессионального консультирования.

Важной особенностью активизирующих методик является также  то, что на их проведение отводится определенное время. Например, большинство профориентационных игр с классом и активизирующих опросников рассчитаны на 40-45 минут (на урок), карточные и настольные игры — примерно на 1,5-2 часа работы в режиме индивидуальной и групповой консультации. Некоторые групповые карточные игры могут занимать даже по 2,5-3 часа (причем сами подростки практически никогда не соглашались делать перерыв, «пока не доиграют до конца»).

Проблема самоопределения  наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы. И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в «розовые», либо в «серые» и «черные» тона.

Особыми формами самоопределения  личности являются самоопределение  личности в группе и профессиональное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская «Деятельность и психология личности», М.,1989
  2. Бахтин М.М.
  3. Пряжников Н.С. «Активные методы самоопределения»
  4. Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М.,1973
  5. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4.
  6. Э. Эриксон "Идентичность: юность и кризис". М.,1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

Реферат

Личностное самоопределение  и методы его активизации.

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса, гр. 29-31

                                   Поздеева Галина

                                                Проверил: к.п.н., доцент

                              Соловьев Г.Е.

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Приложение 1.

Профориентационная игра «Один день из жизни»

(Данное упражнение  является модификацией известной  игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе  с остальными игроками, какую  профессию интересно было бы  рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным, дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать  новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

3. Ведущий может назвать первое  слово, а остальные игроки по  очереди называют свои существительные,  обязательно повторяя все, что называлось до них.

4. При подведении итогов игры  можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.


Информация о работе Личностное самоопределение и методы его активизации