Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.
Личностное самоопределение подростков
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Важнейшими психологическими
условиями возникновения и
Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.
Становление этого феномена осуществляется поэтапно:
сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки;
сравнения себя и требований объективной действительности;
самооценку;
выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.
Как часть нормативной
активности ученика и компонент
его нравственного
М. Гинзбург вывел
основные положения, дающие
личностное самоопределение
имеет ценностно-смысловую
в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;
особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;
на основе особенностей социального
самоопределения у
самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;
личностное самоопределение
неразрывно связано с
Среди основных социально-психологических
детерминант личностного
значимость проблем, которые обсуждаются с ровесниками;
круг референтных лиц;
ценностные ориентации;
целеустремленность отношений;
сферы самореализации;
отношение к социуму и осмысление себя в нем;
будущие планы, их конкретное содержание;
выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы;
мера уверенности в выборе линии поведения.
В зарубежной психологии процесс самоопределения называют формированием идентичности. Среди основных состояний формирования идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств от сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений, то есть выбирают идеологию, религию, профессию и т. п., но их выбор обусловлен мнением значимого для них взрослого.
У такой категории юношества
переход к взрослости проходит гладко,
без конфликтов, ее действия, как
правило, последовательные и стабильные,
имеющиеся сильные
У юношей и девушек,
которые находятся в статусе
диффузии, нечеткая направленность
личности и мотивация
Статус моратория
Достижение идентичности
- статус школьной молодежи, которая
прошла кризис, взяла на себя
определенные обязанности
В этих старшеклассников, по
сравнению с другими статусами,
гармоничные отношения с
Вообще, феномен личностного
самоопределения для
Формирование личностного
самоопределения
Объективными предпосылками возникновения данного феномена являются: общее недовольство, отсутствие достаточного доверия и взаимопонимания со взрослыми; неодинаковая готовность к участию в социально необходимом взаимодействии и слабая готовность к реальной социальной жизни в целом.
К субъективным предпосылкам относятся: возникновение внутренней потребности в формировании определенной смысловой системы; развитие ценностно-ориентационной деятельности и чувство ответственности за сказанное или совершенный поступок; стабилизация мотивационной сферы.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Н.Н. ТОЛСТЫХ
Гражданственность, активная
жизненная позиция, идейность, высокая
нравственность, культура труда и
поведения — вот те качества,
которые должны быть присущи юношам
и девушкам — выпускникам школ
и средних профессионально-
Существенно обогащается
и социальная функция образования.
Обеспечивая высокий уровень
знаний, необходимый для продолжения
учебы в вузе, школа в то же
время должна ориентировать молодежь
на общественно полезный труд в народном
хозяйстве и готовить ее к этому.
Трудовое воспитание следует рассматривать
как важнейший фактор формирования
личности и как средство удовлетворения
потребности народного
В связи с этим очень
важно знать психологические
особенности переходного
В данной статье мы рассмотрим один из таких критериев — формирование жизненной перспективы, жизненного плана. По мысли Л.С. Выготского, роль принципиально нового типа регуляции — целевой регуляции, включающей отдаленные жизненные планы, — в общем контексте развития личности заключается, во-первых, в том, что жизненный план как определенная система приспособления к окружающей действительности впервые осознается человеком в подростковом возрасте, а во-вторых, в том, что этот план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения ребенком своим внутренним миром, оформления его личности и мировоззрения [2; 327—328]. Исходя из сказанного, в качестве объекта для экспериментального изучения процесса формирования личности подростка мы избрали становление и развитие его жизненных планов, отношение к будущему. Необходимо было выявить особенности этого процесса в переходном возрасте; определить время наиболее резких перемен в характере отношения к будущему; проследить зависимость изменения содержания жизненных планов, соотношения далеких и близких целей в зависимости от пола, возраста и социальной ситуации развития детей. Для решения этих задач были использованы два основных метода: экспериментальная беседа и вариант методики Нюттена для изучения временнóй перспективы.
80
Таблица
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ НА ВОПРОС О ТОМ, КАК БЫ ОНИ ХОТЕЛИ УСТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, ЕСЛИ БЫ ВСЕ МОГЛИ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ОПРОШЕННЫХ ДАННОГО ВОЗРАСТА)
Ответы
Возраст испытуемых (класс)
III
IV
V
VI
VII
VIII
Сделал бы всех счастливыми
37
27
31
43
33
29
Стал бы лучше учиться
62
60
38
35
5
7
Хотел бы, чтобы литературы в школе было больше, а математики меньше
8
20
12
50
33
29
Не ходил бы в школу
4
7
6
0
10
21
Ходил бы в кино, слушал музыку
21
7
12
14
0
0
Хотел бы, чтобы был друг
0
7
6
14
5
7
Занимался бы все время английским, так как мечтаю стать переводчиком
0
0
0
0
48
78
Добыл бы волшебную палочку
8
33
6
0
0
0
Завел бы собаку
17
47
31
21
5
0
Купил бы велосипед и магнитофон
21
27
12
21
0
0
Проанализируем результаты экспериментальной беседы. Для сравнения она была проведена не только с подростками, но и с более младшими детьми. Всего в ней приняли участие 104 учащихся III—VIII классов трех различных школ Москвы. Экспериментальная беседа состояла из двух частей.
В первой части испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Как бы ты устроил свою настоящую, сегодняшнюю жизнь, если бы все смог сделать по собственному усмотрению, так, как хотел?» Детям младшего школьного возраста тот же вопрос ставился в несколько иной форме: «Как бы ты устроил свою жизнь, если бы был волшебником?» В последующей беседе экспериментатор уточнял ответы на эти вопросы и попутно задавал новые: об отношении к школе, о любимых занятиях. Его цель была узнать, входят ли (и если входят, то как) представления о жизненных перспективах, планах на будущее в систему мотивов, стремлений ребенка. В таблице приведены результаты первой части беседы. Категории ответов обозначены примерами соответствующих высказываний.
Представленные в таблице результаты дают основание разделить всех обследованных детей на две группы, отчетливо различающиеся отношением к временной перспективе: в первую вошли учащиеся III—VI классов (9— 13 лет), во вторую — VII—VIII классов (13—15 лет).
Интересы детей III—VI классов так или иначе сосредоточены вокруг учебы, школьной жизни и привычных способов проведения досуга. И лишь две группы мотивов — «сказочные» мотивы («Я бы хотел, чтобы у меня была волшебная палочка»; «Я бы пошла на бал, где все будут в золотых платьях») и мотивы-пожелания всему человечеству («Я бы хотел, чтобы не было войны», «Чтобы все люди были счастливы и никогда не умирали») — выходят за пределы актуальной жизненной ситуации этих людей. Очевидно, эти две группы мотивов имеют различное значение для развития личности ребенка, но следует подчеркнуть принципиальную важность наличия тех и других. Отсутствие их у младших школьников настораживает, так как обычно в таких случаях ведущими становятся мотивы типа: «Хочу, чтобы у меня была машина «Лада», «Чтобы отец подарил велосипед и часы».