Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:49, контрольная работа
Интерес к образованию, признающему личность, ее свободное творческое развитие свыше политических, идеологических ценностей естественен. Поскольку развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, обеспечивающих развитие России, то основные цели образования детей в современном дошкольном учреждении связываются с всемерным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности.
Введение
Личностный подход к обучению и воспитанию
Теоретическое назначение концепции личностно ориентированного обучения
Личностно ориентированный подход как основной фактор свободно-творческого формирования личности дошкольника.
Заключение
Хороший стимул для самостоятельного творчества детей даже в простейшей его форме - рассказывании - сказка. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой собственный - это тоже работа. По Л.С. Выготскому, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Психолог Т.В. Кудрявцев указывал на необходимость различения двух форм творчества - творчества как «открытия для себя» и творчества как открытия для других. Во втором случае на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества. Результат «открытия для себя» - не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. Иначе «открытие для себя» - это во многом «открытие себя».
Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека.
Становление личности старшего дошкольника, проявление его активности, развитие самосознания, уверенности в себе зависят от успешности применения личностно ориентированного подхода, т. е; отношения педагога к воспитаннику как к личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Личностно ориентированный подход требует от педагога такой оценочной деятельности, которая проявляется в умении выдерживать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.
Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безусловными формами требований и оценок, постоянными напоминаниями ведет к развитию пассивности, слепого послушания, снижает инициативность, самостоятельность и проявление творческих способностей, что наносит особый вред для формирования личности старшего дошкольника.
В этом возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем, необходимыми для проявления творческих способностей. Дошкольник уже может подчинять личные мотивы общественным, давать оценку своего поведения и других детей, основываясь на требованиях педагогов, родителей, появляются волевые черты характера. Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и в совместной со взрослыми деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности.
Общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями - это принцип личностно ориентированного подхода.
Появление у старшего дошкольника новых интересов, мотивов и потребностей связано с эмоциональным развитием. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные, эстетические, познавательные чувства. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Личностно ориентированный подход предполагает учет в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка, игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольника.
Данные особенности становления личности старшего дошкольника влияют на его творческую активность при условии восприятия педагогом ребенка как личности, как сознательного ответственного субъекта воспитательного взаимодействия.
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними».
Заключение
Основной задачей современного дошкольного образования является прежде всего развитие свободно-творческой личности ребенка. Изучение процесса творчества и путей развития творческих способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки свободно-творчески мыслящих людей. Поэтому следует обращать особое внимание на образование разнообразных глубоких и прочных систем знаний, максимальную стимуляцию деятельности учащихся, формирование устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач. Все это является предпосылкой формирования свободно-творческой личности при условии применения личностно ориентированного подхода.