Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель исследования: выявить личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов.
Задачи:
1. Выяснить, какими личностными особенностями и качествами должен обладать профессиональный педагог;
2. Какими качествами должен обладать авторитетный педагог, по-мнению учащихся.
Введение 3-4
Глава I. Психологические требования к личностным особенностям педагога в современном обществе. 5-9
Вывод 10
Список литературы.
Профессиональный педагог должен совмещать и постоянно развивать и совершенствовать в себе не только способности учителя, но и качества воспитателя.
Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, т.к. она одинаково необходима и в работе учителя, и в работе воспитателя. Это способность к педагогическому общению. Общение является одной из самых сложных сторон педагогической деятельности, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важнейших качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связано с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
На этапе моделирования
Организация непосредственного общения требует владение умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. Описывают четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения:
На этом этапе необходимо так же умение устанавливать психологический контакт с классом, способствующие передаче информации и ее восприятию; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
Поэтому современное общество сформировало ряд признаков, характеризующих речь преподавателя. К этим признакам относят:
Следует отметить, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении – это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Но главным аспектом педагогического общения является умение правильно оценить ситуацию общения, т.е. способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают:
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.
Особой сферой проявления способности
к педагогическому общению
Все выше перечисленные требования к личностным качествам педагога являются стандартными. Но профессиональный педагог должен обладать и индивидуальным стиле своей деятельности. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности, выделенные соавтором В.А. Сластенина И.Ф. Исаевым в учебном пособии «ПЕДАГОГИКА». Он проявляется:
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагога, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, нужно понимать, что такой опыт всегда неотделим от самой личности педагога, представляет собой своеобразное сочетание общепринятых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки копировать прямо педагогический опыт, как правило, бесперспективен, а зачастую дает худший результат. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработкой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования педагогического опыта.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить – действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующим им умениям. В результате модель профессиональной компетентности учителя, по мнению В.А. Сластенина – автора учебного пособия «ПЕДАГОГИКА», выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
Вывод: выше перечисленные личностные качества являются основными качествами профессионального педагога. Владение ими и их постоянное совершенствование помогут педагогу вызвать интерес к предмету у учащихся, что в свою очередь обеспечит успешное восприятие и понимание учащимися изучаемого материала.
Список литературы
Информация о работе Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов