Личностные особенноcти делинквентных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование личностных характеристик и самооценки подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.
Задачи исследования :
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования особенностей подростков –делинквентов 5
1.1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности 5
1.2 Причины и условия формирования делинквентного поведения 9
1.3 Личностные особенности делинквентных подростков 17
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов 23
2.1 Организация и методики исследования 23
2.2 Описание результатов исследования 26
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема делинквентного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной.  Отклоняющееся   поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий.

Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов и педагогов вызывает детское деструктивное поведение.

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Целью данной работы является исследование   личностных характеристик и самооценки  подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.

Объектом  являются подростки с делинквентным поведением и подростки,  не нарушающие закон .

Предметом исследования являются личностные характеристики и самооценка  у подростков с делинквентным  поведением.

Гипотеза: мы предполагаем, что есть различия в личностных характеристиках и самооценки  между подростками с делинквентным поведением и подростками не склонными к нарушению закона.

Задачи исследования :

    1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
    2. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;
    3. Определить личностные особенности у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;
    4. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ литературы и тестирование

Методики исследования:

    1. Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
    2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант)

Практическая значимость: возможность использования результатов  исследования для профилактики и  психолого-педагогической коррекции  девиантного и делинквентного  поведения.

 

1. Теоретические аспекты  исследования особенностей подростков  –делинквентов

 

1.1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

 

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения  используются различные подходы  и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения  вообще. В целом делинквентное  поведение непосредственно направленно  против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко [21, с. 52], введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, Издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев [16] возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое  распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется  для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать  и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые  его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе  широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные) [13].

К числу делинквентных  относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок  как вид делинквентного поведения  — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством[13, с 123].

Особую общественную опасность представляет такой вид  делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В рамках клинических  исследований представляет интерес  комплексная систематика правонарушений В. В. Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на кли-нико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние. А. Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [19, с. 115].

Для решения таких  вопросов, как определение степени  выраженности делинквентности и  меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители [19, с. 116].

Среди подростков, совершивших  правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. [12] в свою очередь выделяют следующие три типа:

    1. последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта; 
    2. ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения; 
    3. ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. 

 

 

1.2 Причины и условия формирования делинквентного поведения

 

Существенную роль в  происхождении делинквентного поведения  играет микросоциальная ситуация. Его  формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная  и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает  на состояние отчуждения преступника  от своей среды, возникающее уже  в раннем возрасте. Так, 10% агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73%) [20].

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие  микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

    • фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка; 
    • физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний); 
    • недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания; 
    • острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах; 
    • потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения; 
    • чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [1, с. 61]; 
    • несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения; 
    • смена родителей (опекунов); 
    • хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать); 
    • нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери); 
    • усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых). 

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания  и смягчения переходит в разочарование  и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

Информация о работе Личностные особенноcти делинквентных подростков