Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:09, курсовая работа
Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование у девушек по выявлению личностных факторов, способствующих раннему замужеству
3. Сделать выводы по проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Личностные факторы раннего замужества:
теоретический аспект………………………………………………………5
1.1 Теория личностных черт Кеттела………………………………….......5
1.2 Психологическая готовность к браку у людей
юношеского возраста………………………………………………………9
1.3 Основные причины вступления в брак в раннем возрасте……. ……13
2. Результаты эмпирического исследования личностных факторов раннего замужества………………………………………………………………….18
2.1 Организация и и проведение исследования……………………. …..18
2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение………………….27
Выводы……………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………….34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО
Костромской государственный
Институт
педагогики и психологии
Кафедра
социальной психологии
Курсовая
работа
ЛИЧНОСТНЫЕ
ФАКТОРЫ РАННЕГО ЗАМУЖЕСТВА
Выполнила: студентка 2 курса
Специальность «Психология»
Субботина Екатерина
Анатольевна
Научный руководитель:
Сапоровская Мария
Вячеславовна
Кострома
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личностные факторы раннего замужества:
теоретический аспект………………………………………………………5
1.1 Теория
личностных черт Кеттела…………………
1.2 Психологическая готовность к браку у людей
юношеского возраста………………………………………………………9
1.3 Основные причины вступления в брак в раннем возрасте……. ……13
2. Результаты
эмпирического исследования
2.1 Организация
и и проведение исследования……
2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение………………….27
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….34
Приложение
Введение
Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое.
Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви [7, 56].
Понятие
«ранний брак» появилось
Еще в конце 19 начале 20 веков девушек выдавали замуж, едва они достигали своего совершеннолетия, часто избранник был не любимый , однако семьи складывались на долгие годы и развод в то время был смерти подобен. таковы были устои общества.
К концу 20 века ситуация резко изменилась, ранний брак стал больше негативным явлением, чем позитивным. женщины стали добиваться равноправия, сексуальная революция привела к тому, что реализовать свои сексуальные потребности можно и вне брака. да и сам брак претерпел множество изменений в том числе и изменились мотивы вступления в брак.
Суть проблемы, пути, решения которой мы попытаемся выяснить в исследовании, состоит в том, чтобы понять, влияют ли личностные факторы на вступление в ранний брак.
Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.
Объект – раннее замужество.
Предмет – личностные факторы девушек, вступивших в брак в раннем возрасте.
Задачи:
1.
Проанализировать литературу
2.
Разработать и провести
3.
Сделать выводы по
Гипотеза: мы считаем, что существует комплекс личностных факторов, способствующих вступлению в брак в раннем возрасте.
Структура работы:
Общий
объем работы – 35 страниц.
1. Личностные факторы раннего замужества: теоретический аспект
1.1 Теория личностных черт Кеттела
Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.
Вопреки тому, что сам Кеттел уделял много внимания чертам личности и ситуационным стимулам, которые определяют человеческое поведение, Кеттел переносит акцент своего изучения на классы и типы черт личности. Он выделят некоторые постоянные блоки черт личности, которые проявляются во вне, при определенных ситуациях. Эти объединения черт личности проявляются только в определенных условиях, и благодаря им человек предрасположен, поступать именно так в конкретных ситуациях, а никак иначе. Поэтому эти блоки черт личности представляют собой некоторое устойчивое соединение и являются наиболее важными в его концепции [21].
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убеждал в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.
Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Для повышения точности предсказания, следует рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные , такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации [1, 421].
Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики [22].
Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт:
1.
Поверхностные черты —
Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на более глубоком уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована шестнадцатью исходными чертами
2.
Конституциональные черты —
Черты,
сформированные окружающей средой, наоборот,
обусловлены влияниями в
3.
Способность, темперамент и
4.
Общие черты — уникальные
Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
постоянные блоки черт личности предопределяют
поведение человека в конкретной ситуации.
Личность — это то, что позволяет нам предсказать
поведение человека в данной ситуации.
Черты личности представляют собой гипотетические
психические структуры, обнаруживающиеся
в поведении, которые обуславливают предрасположенность
поступать единообразно в различных обстоятельствах
и с течением времени. Значимую роль в
поведении человека и его поступках оказывают
исходные черты.
1.2. Психологическая готовность к браку у людей юношеского возраста