Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:22, реферат
Каждый человек стремится к власти. Кто-то ради власти как к средству – получать привилегии в качестве денег, статуса и т.д., кто-то – ради нее самой. Известный психолог XX века Д.Верофф утверждал, что мотивацией власти является страх потерять власть. Мне, как начинающему политологу, интересно было узнать про различные виды и мотивации власти. Однако, поскольку я пытаюсь высказать свое мнение и видение определенной проблемы в рамках курса психологии, я не буду вдаваться в пространные рассуждения о том, что есть власть.
Наверняка каждый из нас, независимо от своей профессии, пола
Государственный Университет – Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии
Эссе по психологии
на тему:
«Личность Н.С.Хрущева с позиции аналитической психологии Карла Густава Юнга».
Выполнила:
студентка 1 курса 141 группы
Губайдулина Л.Р.
Проверила:
Селюгина П.Б.
Москва - 2010
К.Г.Юнг: ввод понятия о коллективном бессознательном. Архетипы. Либидо как жизненная энергия. Установки сознания: экстраверсия и интроверсия. Типы личности.
Каждый человек стремится к власти. Кто-то ради власти как к средству – получать привилегии в качестве денег, статуса и т.д., кто-то – ради нее самой. Известный психолог XX века Д.Верофф утверждал, что мотивацией власти является страх потерять власть. Мне, как начинающему политологу, интересно было узнать про различные виды и мотивации власти. Однако, поскольку я пытаюсь высказать свое мнение и видение определенной проблемы в рамках курса психологии, я не буду вдаваться в пространные рассуждения о том, что есть власть.
Наверняка каждый из нас, независимо от своей профессии, пола и возраста, всегда увлекался чтением биографий известных личностей. В своем эссе я попытаюсь с позиции аналитической психологии Карла Густава Юнга разобраться в такой сложной и противоречивой личности, как генеральный секретарь ЦК КПСС и руководитель нашей страны с 1953 по 1964 годы, Никита Сергеевич Хрущев.
Маленький Никита родился 3 апреля 1894 года в семье шахтера вторым ребенком. Старшей была сестра Ирина. К.Г.Юнг был достойным учеником З.Фрейда, однако он не мог согласиться со многими положениями психоанализа. В частности с идеей А.Адлера о том, что личность всегда детерминирована обществом, с тем, что результатом становления человека является его окружение, его опыт. Юнг считал, что каждый рождается со «своим эскизом», а общество лишь «выявляет то, что в ней было заложено». На мой взгляд, Никита родился с заложенными признаками экстраверта, более глубокое разделение по типу личности я попытаюсь выделить в ходе моего дальнейшего анализа. С детства он был вынужден работать, сначала в поле и наемным пастухом, потом нищета заставила его освоить профессию слесаря, затем он работал на шахте. Все лишения, которые он видел в детстве, оказали влияние на политику, которую он проводил, став генсеком. А пока маленький Никита рос в деревенской среде, постепенно усваивая
комплексы. Комплексы присущи каждому человеку. Несмотря на то, что более детально их изучил А.Адлер, Юнг тоже придавал большое значение комплексам. Он говорил, что они являют собой слабости человека, "слабости — в любом смысле этого слова".
Поскольку в основе любого комплекса лежит какой-то конфликт или «травма», произошедшая, как правило, в детстве, я считаю, важно посмотреть, как проходило детство Хрущева. «Я начал работать в очень раннем возрасте, – говорил Хрущев в Болгарии. «Детство и юность я провел на шахтах. Если Горький прошел школу народных университетов, то я воспитывался в шахтерском «университете». Это был для рабочего человека тоже своего рода Кембридж, «университет» обездоленных людей России»[1]. «Исходная причина комплекса проявляется обычно в том, что личность не имеет возможности утвердить свою целостность»[2]. Потом этот комплекс «нищего человека» проявится, когда Хрущев, уже будучи первым секретарем, приедет в свою родную деревню.
«Друг детства Степан, обросший окладистой бородой старик, затащил дорогого гостя в горницу, усадил в красном углу и, демонстративно «тыкая» ему, принялся расспрашивать:
– Кто же ты теперь будешь, Никита? Вот по радио говорят, что – первый секретарь. У нас в районе есть свой первый секретарь, в Курске – тоже, и ты – первый. Но ведь ты их главнее? Правда?
– Правда, чистая правда. Я главнее всех главных, – успокоил друга детства Хрущев, – и из всех первых я – самый первый. Запомни это хорошенько и другим передай».[3]
Он не любил вспоминать о своем детстве, и в мемуарах тоже нет записей об этом. Видимо, оно не было таким радужным.
В "Психопатологии обыденной жизни" З.Фрейд пишет о том, что комплекс проявляется у человека в описках или оговорках[4]. Хрущева такого рода «промахи» сопровождали всегда. Стал анекдотичным случай, когда в 1956г. в Москве на приеме американских дипломатов, Хрущев, хотевший подчеркнуть противоречивость двух систем тезисом Маркса что «социализм является могильщиком капитализма», сказал «Мы вас закопаем».
В 23 года он был избран членом Реввоенсовета а также председателем профсоюза металлистов. В 24 он становится комиссаром Красной Армии, где проявит себя хорошим организатором. 1920-е годы прошли для Хрущева под доминантой архетипа Тени. Карл Юнг, будучи аналитическим психологом, пытался объяснить роль коллективного бессознательного и архетипов, в которых оно проявляется. Он сделал вывод, что не нужно отрицать или пытаться подавить Тень. «Человек должен найти пути жить в тёмной стороне
своей личности, от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье»[5]. Хрущев стремительно поднимался по карьерной лестнице.
С 1920г. – он секретарь райкома. Затем он учится в Промакадемии в Москве, а с1935г. становится секретарем Московского горкома партии. В 1938г. – он уже в составе Политбюро ЦК ВКП (б). Стремление стать первым двигало этим деревенским мальчиком. Ключевой опасностью полного подавления Тени, мне кажется, является то, что она может достичь громадных размеров в бессознательном, и тогда она возьмет контроль над человеком. Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком".
После смерти Сталина власть перешла в руки триумвирата в лице Л.П.Берии, Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева. Последнего недооценили – и просчитались. С помощью Н.Булганина и Г.Жукова в июле 1953 г. Хрущев арестовал Берия, а в сентябре его избрали первым секретарем ЦК КПСС.
Так пришел к власти Хрущев. Человек, которого запомнили как харизматичного политика – он обладал обаянием простого русского мужика, умного, но притворяющегося, за что его прозвали «Иван-дурак» или «Царь Никита». При нем стали больше сажать кукурузу, и меньше – за украденные в колхозе колоски зерна. Он обещал догнать и перегнать Америку, привести народ к коммунизму и наладить отношения с Западом. Его простота и непосредственность завораживала миллионы людей, как в СССР, так и за рубежом. Однако что скрывалось за этой «темной лошадкой», как объяснить его поведение? На мой взгляд, разобраться в глубокой личности этого человека помогает аналитическая психология Карла Юнга.
В годы правления Никиты Сергеевича наиболее четко можно проследить его тип личности. Мне кажется, он является ярким представителем экстравертного ощущающего типа. В его политике проявляется развитое объективное чувство факта, которое свойственно этому типу личности. В течение всего пути к намеченной цели он накопил реальные наблюдения над политическим курсом, проводившимся Сталиным, более того, он видел ее изнутри, сам претворяя в жизнь массовые чистки 1938г. Также ему было присуще такое свойство экстравертного ощущающего типа, как использование чужого опыта. Он с легкостью заимствовал все иностранное, и хотел сделать это в СССР, не учитывая географические и социокультурные особенности нашей страны. Кукуруза, освоение целины, «хрущевки», попытка изменить русло течения крупнейших рек, первая межконтинентальная баллистическая ракета – вот далеко не единственные эксперименты Хрущева. На мой взгляд, этот тип был ярко выражен в этом человеке, поскольку, как писал Юнг в «Психологических типах», «чем ярче он выражен, тем меньше он пользуется своим опытом»[6]. Хрущев пытался скопировать все на русский лад, и это оказалось губительно для нашей страны – при нем впервые наша страна была вынуждена импортировать зерно. Юнг также писал о том, что «таких людей будут хвалить как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди отнюдь не очень разумны, ибо они подвержены ощущению иррациональной случайности совершенно так же, как и ощущению рационального свершения»[7]. Он сам не ощущает, что он подвержен этому,
наоборот, он улыбнется и скажет вам, что это не про него, поскольку для него ощущение выступает в качестве конкретного проявления жизни. Не будь его, он считал бы свою жизнь неполноценной. Он хочет добиться определенной цели, ради которой он готов привести себя в жертву. Н.С.Хрущев был именно таким человеком.
Юнг говорил, что эти люди эмпиричны. Они настолько зацикливаются на чужом опыте, что их суждения могут не поспевать за опытом. «Однако, несмотря на это, функции суждения существуют, но только они большей частью влачат бессознательное существование»[8]. Это бессознательное выражается в форме явного умничанья, преднамеренного выбора среди людей и ситуаций. Такие признаки могут иметь инфантильный характер: они могут казаться по-детски наивными, или же беззастенчивыми и насильственными. Отсюда и любовь народа к Хрущеву, и умение, будучи дилетантом во многих делах, подобрать соответствующие кадры.
Однако необходимо помнить о том, что опасность для экстраверта состоит в том, что «он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого»[9]. Вследствие этого возникают нервные расстройства. Юнг привел в качестве примера певца, который стал затрачивать максимально много энергии на пение и из-за нервной задержки у него перестали звучать высокие ноты. Также он приводит пример человека, быстро поднявшегося по карьерной лестнице, и вследствие этого у него появляются симптомы горной болезни. Применительно к Хрущеву можно отнести последний пример.
В качестве самой распространенной формы невроза у экстравертов Юнг выделял истерию. «Основная черта истерического существа - это
постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих»[10]. Здесь не могу не вспомнить всем известный факт, когда 12 октября 1960г. на заседании 15-й Ассамблеи ООН наш глава государства стучал по столу ботинком, грозясь всем показать «Кузькину мать».
В Хрущеве ярко просматривается архетип Трикстера. «Трикстер – это и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главным пугающим свойством которого является бессознательное. Не сознательные размышления определяют поведение Трикстера, а бессознательные порывы»[11]. Никита Сергеевич всегда был объектом насмешек. У него были свои слабости. Он любил «пирожки с проваренной в сливках капустой, украинские вареники с сыром, любил появляться на людях в вышиванке и петь «Рушничок».»[12] В народе ходили анекдоты про него, над ним открыто смеялись, называя его "кукурузником", "болтуном", "Иваном-дураком на троне". Но он умел заражать людей.
Если выделить функции Трикстера, то можно рассматривать, в первую очередь, возможность выхода страстей, которые не признаются моральными устоями. Своими выходками он может сломать закоренелые обычаи. Н.С.Хрущев был именно таким человеком. Трикстер – это громадный источник энергии для последующего развития. В призывах Хрущева была живительная сила, энергетика. «Цели ясны, задачи определены»; «За работу, товарищи!»; «Догнать и перегнать Америку!»; «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Такова была личность вождя советского народа. После смерти о Хрущеве ходили разные легенды. И, что интересно, куда более добрые, чем анекдоты при его жизни. Возможно, он в действительности не был таким, каким представляло его общество. Может быть, архетип Персоны, о котором Юнг говорил, что он присущ каждому из нас, доминировал в этом человеке. И этот, по сути, несчастный крестьянин, хотевший облегчить жизнь своему народу, стал рабом этого архетипа, клоуном своего времени. В завершение своего эссе приведу объемную цитату из К.Г.Юнга, но, на мой взгляд, здесь важна каждая строчка. "Общество ожидает и должно ждать от индивида, чтобы он играл приписываемую ему роль так хорошо, как возможно: так, если человек священник, он должен всё время безупречно играть роль священника. Общество из чувства безопасности требует, чтобы каждый стоял на своём посту: один — сапожник, другой — поэт. От человека не ждут, что он может быть и тем, и другим... это было бы странно. Такой человек отличался бы от других людей, как достаточно ненадёжный. В академических кругах он был бы дилетантом, в политике "непредсказуемым" кандидатом, в религии "вольнодумцем" — короче, его везде подозревали бы в безответственности и некомпетентности, потому что общество убеждено, что только тот сапожник, который не является поэтом, может изготовить приличные сапоги".[13]
Список литературы
1. Архетипы Юнга и астромифология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.astrolingua.spb.ru/
2. История, правители России, «Титаник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://know-it-all-1.narod.ru/
3. Маг Миос. Архетип Трикстера (по К.Г.Юнгу). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mios-mag.info/content/
4. К.Г.Юнг. Психологические типы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/
5. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/freud_
6. И.Якоби. Комплексы. Психологическое учение К. Г. Юнга. Природа и структура психической субстанции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psiland.narod.ru/
3
[1] Правда. – 1962. – 19 мая.
[2] И.Якоби. Комплексы. Психологическое учение К. Г. Юнга. Природа и структура психической субстанции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psiland.narod.ru/
[3] История, правители России, «Титаник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://know-it-all-1.narod.ru/
[4] Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/freud_
[5] Архетипы Юнга и астромифология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.astrolingua.spb.ru/
[6] К.Г.Юнг. Психологические типы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/
[7] К.Г.Юнг. Указ. соч.
[8] К.Г.Юнг. Указ. соч.
[9] К.Г.Юнг. Указ. соч.
[10] К.Г.Юнг. Указ. соч.
[11] Маг Миос. Архетип Трикстера (по К.Г.Юнгу). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mios-mag.info/content/
[12] История, правители России, «Титаник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://know-it-all-1.narod.ru/
[13] Цит. по Архетипы Юнга и астромифология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.astrolingua.spb.ru/
Информация о работе Личность Н.С.Хрущева с позиции аналитической психологии Карла Густава Юнга