Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:58, реферат
Данная тема актуальна для ее изучения, так со временем наряду с основными направлениями изучения понятия «личность», появляются все более новые направления изучения ее сторон, ее свойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия и выделяются новые уровни ее структуры.
В данной контрольной работе будут рассмотрены основные элементы, связанные с понятием личность. Будет дано ее определение и сравнение с такими понятиями, как«индивид»,«индивидуальность»,«человек».Определим основные свойства личности и ее структуру. Выделим взаимосвязь биологического и социального в феномене «личность». Определим источник активности личности через ее потребности.
Введение………………………………………………………………….….3
Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»……..4
Свойства личности…………………………………………………….…….6
2.1 Способности………………………………………………………..…….6
2.2 Темперамент……………………………………………………….……10
2.3 Характер…………………………………………………………………12
2.4 Воля…………………………………………………………………..…..13
2.5 Эмоции……………………………………………………………………15
2.6 Мотивация………………………………………………………………...16
3. Биологическое и социальное в структуре личности……………………17
4. Структура личности……………………………………………………….18
5. Потребность как источник активности личности………………………19
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………...24
того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу.
Каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связывать его с требованиями, предъявляемыми выполняемой человеком деятельностью к его темпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальный период работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концу работы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамики работы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежуток времени. Однако при длительной
работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностям психических процессов, движений или действий человека.
2.3 Характер
Характер – приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.
Характер имеет много различных черт. С научной точки зрения их около150. Но если подходить к этому вопросу не столь строго, то их более500. Чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и
коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнести целеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа уступчивости и безволия .Деловые – это черты характера, которые проявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.
Существует так же разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера – это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.
Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль.
2.4 Воля
Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.
Существенный признак воли связан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения,
преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы между ними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.
Воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека – это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие– это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.
Существенным признаком волевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления . Нередко усилия воли направляются не на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно это характерно для импульсивных, эмоциональных людей.
2.5 Эмоции
Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно– регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции.
Под основными видами эмоций выделяют : настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция. Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек) ; стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма).
Эмоции, особенно такие как аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с владением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и с отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственным ценностям и категориям. В структуре
личности эмоции теснее всего связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.
Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак – это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность.
2.6 Мотивация
В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив– это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивы поведения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормального существования, физического или психического развития.
Стимулом можно назвать любой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляет поведением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели.
Намерение- это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать.
Побуждение – это не волне осознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.
Влечением называют целенаправленное побуждение.
3. Биологическое и социальное в структуре личности
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух различных факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Первая включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, а вторая – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы и др. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность, экзопсихике, которая определяется социальным фактором. Личность человека, являющаяся и продуктом , и субъектом исторического процесса, не могла сохранять
биологическую структуру, рядоположенную и равноправную структуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становиться социальным.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образует единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
4. Структура личности
Структура личности – это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е.индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей,
зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью.