Личность в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:11, курсовая работа

Краткое описание

Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Цель настоящего курсового проекта – изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.

Содержание

Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1 Основные определения личности в социологии
1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

личность в психологии.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

- во-первых, целостность и  неделимость отдельной особи  биологического вида (в нашем  случае человека);

- во-вторых, особенности конкретного  представителя вида, отличающие  его от других представителей  этого вида.

Индивидуальные свойства, в том числе генотипически  обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.

Перейдем к общественным отношениям. Отношения «личность-общество»  во многом являются основополагающими  для психологической науки, в  вопросе изучения личности[16]. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

Перейдем к индивидуальности[17]. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных  связей. Личность в психологии (и  отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных  связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные  связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках  людей, входящих в коллектив и  внешне выражаются в различных свойствах  общения[18].

Всё сказанное позволяет  понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных  отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических  особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие  от других людей. Эти теоретические  выкладки являются основополагающими  для изучения личности в психологии.

В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как[19]:

- структура личности;

- направленность личности;

- соотношения биологического  и социального в личности.

Разберем их.

Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся  в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому  отчетливо проявляющиеся в различных  видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности. Способности  не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Направленность личности, также относится к подструктурам  личности и определяется как системообразующее  свойство личности, определяющее её психологический  склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью  личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Перейдем к соотношению  биологического и социального в личности, которое также является значимым моментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.

Объективным основанием личностных свойств индивида является система  общественных отношений, в котором  он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся  в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические  детерминанты.

Таковы основные особенности  психологического подхода к изучению личности.

Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:

- проработкой особенностей  личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных  и отечественных ученых. Ряд из  них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский  А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г.  Юнг, У.Джеймс) оставили в своем  научном наследии различные определения  «личности» с точки зрения  психологии, которые, в целом,  сформировали сущность психологического  подхода к личности;

- в целом, и в отечественной  и зарубежной психологической  науке, понятие «личность» можно  свести к одному общему знаменателю:  совокупность выработанных привычек  и предпочтений, психический настрой  и тонус, социокультурный опыт  и приобретённые знания, набор  психофизических черт и особенностей  человека, его архетип, определяющие  повседневное поведение и связь  с обществом и природой. В ряде  случаев, личность понимается  следствие проявления «поведенческих  масок», выработанных для разных  ситуаций и социальных групп  взаимодействия;

- особенности психологического  подхода к изучению личности  выражаются в тесной взаимосвязи  понятия личность с рядом других  понятий, таких как индивид,  индивидуальные свойства, общественные  отношения и межличностные связи,  при этом они являются основополагающими  для изучения личности в психологии;

- в психологии обычно  выделяют такие составляющие  процесса изучения личности как:  структура личности; направленность  личности; соотношения биологического  и социального в личности. При  этом структура личности - это  концепция подразумевающая, деление  личности на ряд подструктур,  наиболее значимыми из которых  является способности и характер. Направленность личности – это  совокупность устойчивых мотивов,  ориентирующих деятельность личности  и относительно независимых от  наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.

Таким образом, личность в  психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует  индивида со стороны его связей с  другими индивидами.

 

Глава II. Личность в социологии 

 

2.1 Основные определения  личности в социологии

Теперь, ознакомившись с  тем, как в психологической науке  изучается и определяется личность, перейдем к тем определениям и  характеристикам этого понятия, которые значимы для социологии.

На социологическое понятие  личности влияют как философские  концепции, так и психологические  теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.

Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для  социологии.

Дл определения личности в социологии важны такие понятия  как индивид и человек.

Человек в социологии употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род[20].

Индивид, это значимое понятие  как уже было показано выше и для  психологии, и для социологии. Однако индивид в социологии — это  единичный представитель человеческого  рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов  и т.д. Индивид — наиболее употребляемый  термин, под которым понимается некая  усредненная единица, не имеющая  индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один  из…» Т.е. социальная группа состоит  из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества[21].

В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и  современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности  развития человека на различных уровнях  его индивидуального и исторического  развития, наряду с понятие индивид  используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается  как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида.Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке[22]. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду[23]. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как в социологии, так и в психологии во многом похожи.

При определении сущности личности в социологии существуют несколько  значимых, но порой взаимоисключающих  друг друга трактовок[24]. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в  социологии: к ним относятся[25]:

- степень осознанности  человеком своего места в обществе;

- содержание и характер  потребностей и интересов человека, устойчивость и лёгкость их  переключения, их узость или многогранность;

- степенью целостности  мировоззрения и убеждений, отсутствием  или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы  разных слоёв общества.

Для определения личности в социологии, также используются изыскания таких ученых как З. Фрейд и Г. Юнг, с которыми мы познакомились  в первой части работы, причем их использование, также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.

В целом если свести, насколько  это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как[26]:

- системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и  проявляющееся в совместной деятельности  и общении;

- субъект социальных отношений  и сознательной деятельности.

Личность является тем  механизмом, который позволяет интегрировать  свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих  поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого

Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок  еще не является личностью. Он всего  лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются[27]:

- биологические, генетические  заданные предпосылки;

- наличие социальной среды,  мира человеческой культуры, с  которым ребенок взаимодействует.  Ребенок, не взаимодействующий  с социальной средой, еще не  человек в собственном смысле  слова. Каждая личность обладает  совокупностью внутренних качеств,  свойств, которые составляют ее  структуру.

Информация о работе Личность в психологии