Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:33, контрольная работа
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к п
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. 3 1 Теоретические подходы к изучению личности………………. . 5
1.1 Понятие личности…………………………………………... 5
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе………….…. 7
1.3 Изучение личности в отечественной литературе…………. 9
2 Изучение развития личности………………………….……….... 13
2.1 Развитие личности в филогенезе…………………………... 13
2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности………………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………… 21
Список используемой литер
Д.И.Фельдштейн, автор книги “Психология развития личности в онтогенезе” (1989) выделяет в онтогенезе личности две основных социальных позиции: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первая характерна стремлением ребенка понять свое “Я” и свои возможности. Эта задача решается развитием предметной формы активности. Ребенок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действиями. Выработка способов обращения с предметами, оценка своих действий, умение присматриваться к себе, примерять себя к окружающему связаны с утверждением позиции “Я” среди других — “Я в обществе”. Эта позиция, по мнению Фельдштейна, особенно активно развертывается в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.
Становление второй позиции (“Я и
общество”) связано с усвоением
норм общения и процессом
Подростковый период онтогенеза личности определенным образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как: а) гуманистическая, б) эгоистическая, в) депрессивная, г) суицидальная. Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и к обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и эгоистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности – это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех. Альтруизм личности на этой стадии может принимать патогенный, депрессивный характер. Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности – это ориентация “на себя” и “для себя”.
Наиболее важным для подростка
в этом случае является он сам и
его проблемы. Утверждение своего
“Я”, признание другими его
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».
Итак, можно сказать, что личность
человека это социальное по
своей природе, относительно
Личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.
Также личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.
Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
304 с.
2. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2008. – 160с.
3. Гусева Т.И., Психология личности, Ростов-на-Дону., «Феникс», 2008. – 160с.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., «Питер» 2-е издание 2007. – 512с.
5. Ковалёв А.Г. Психология личности. 3-е издание переработ. и доп. – М.: «Просвещение», 2009. – 391 с.
6. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия – СПб., «Питер» 1-е издание, 2008. – 480с.
7. Мананикова Е. Н. Психология личности. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский Дом "Дашков и К"., 2008. – 218с.
8. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов. – М.: «Просвещение», 2-е изд-е, 2009. – 447 с.
9. Фельдштейн Д.И. «Психология развития личности в онтогенезе». – М.: Издательство: Педагогика, 2008. – 210 с.