Личность в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Проблеме личности в психологии уделяется исключительное значение. Широкое признание нашли несколько десятков теорий личности, среди авторов которых З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Юнг, Р.Кеттел и многие другие. Вероятно, можно дополнительно найти еще несколько сотен теорий личности, для которых характерна разная

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

М. Вудкок и Д. Френсис в  своей книге «Раскрепощенный  менеджер» выделили следующие характеристики менеджера, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим.

Уверенность в себе

Что значит для подчиненных  уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая  вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Вместе с тем следует  отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между  уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности.

Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют  состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно.

И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость

Это родственные, близкие  друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.

Во-первых, на необходимость  контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в  коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как  и все другие: он может предаваться  раздражению, негодованию, унынию и  т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей  обстановке может обернуться рядом  неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе.

Прежде чем  вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий — «стресс» и «дистресс». Стресс — это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс — это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.

Проблема заключается  в том, что уровень напряжения, благоприятный для одного человека, оказывается непереносимым для другого, иначе говоря, как заметил основоположник учения о стресс Ганс Селье, «разным людям требуются для счастья различные степени стресса». Стресс необходим, он «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает» (Г. Селье). Что касается дистресса, то значительная часть причин, по которым он происходит, связана с профессиональной деятельностью.

Вслед за немецкими  психологами В. Зигерт и Л. Ланг назовем некоторые причины, вызывающие дистресс у менеджеров. Это:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное «Я».

Креативность 

Это способность  человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.

М. Вудкок и Д. Френсис считают, что существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это:

  • слабое стремление к новому;
  • недостаточное использование возможностей;
  • излишняя напряженность;
  • излишняя серьезность;
  • плохая методология.

Стремление  к достижениям и предприимчивость

Без этих качеств  невозможно представить себе успешного  руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей — потребность в самореализации, в достижении целей.

Исследования  показывают, что менеджеры, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан.

В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Ответственность и надежность

В современном  менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя.

Репутация стоит  дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали. Однако можно утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых — отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами (Т. Питерс, Р. Уотермен).

Независимость

Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать  решения и нести ответственность  за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники — это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.

Общительность (коммуникабельность)

Нет особой необходимости  доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Ограничимся лишь следующими основными положениями.

1. Без общительности,  коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.

2. Коммуникабельность  — качество не врожденное, его  можно развивать. Развитие коммуникативных  навыков — важнейшая часть  самосовершенствования и саморазвития  менеджера.

Итак, мы рассмотрели основные характеристики, имеющие отношение к личности менеджера. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.

Формированию  нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание  самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признаки сильного руководителя 

Он редко  сталкивается с непредвиденными  обстоятельствами, так как способен предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться  к ним. Он знает проект, и мог  бы сделать его лучше всех, и вместе с тем он знает, что есть люди – профи в своей отрасли. Сильный руководитель может всегда найти лучших исполнителей и спокойно делегировать им реализацию проекта. Он поручает детали дела своим подчиненным, у него всегда достаточно времени на выполнение своих функций. Его письменный стол большей частью выглядит аккуратным. Он знает, где у него важные бумаги, где срочные, те которые вовсе не нужны отправляются в корзину для мусора. Он работает по 10—14 часов и умеет сочетать работу с семьей, отдыхом, друзьями. Решение он не откладывает на завтра: он осознает, что вопрос не может решиться сам или его решит кто-то другой. Он как правило решает все до конца. Бремя нерешенных вопросов  - это лишний элемент в его работе. Он никогда не видит все только в белых или черных цветах. Для него всегда есть оттенки, полутона, нюансы. Он не склонен делать из мухи слона. Способен отличать главное от второстепенного. Он старается принять выполнимое решение, вместо того чтобы принять лучшее и идеальное. Он не готов к любому компромиссу. Он готов нести ответственность за свои решения и поступки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Черты «слабого» руководителя

Качества сильного руководителя есть не больше чем цель, к которой нужно стремиться. В  общем в жизни сомнительно, что найдется менеджер, на все 100% соответствующий этим требованиям. Но наряду с этим любой руководитель должен на все 100% не соответствовать характеристикам слабого управленца. Ведь знать, каким не надо быть — это самый первый шаг к той ситуации, что бы найти свой путь а также стиль непосредственно в менеджменте.

Итак, каковы же общепризнанные, типичные черты "слабого" (плохого) руководителя?

1. Всегда сталкивается  с массой неожиданных, непредвиденных  обстоятельств и тратит на  их устранение колоссальное количество времени, а также сил . «Вот тебе и раз!», «Все в данном случае не слава Богу!», «Где тонко, там и рвется» — такими или примерно такими словами можно охарактеризовать обычные проблемы, которые ежедневно, но в ременами и ежечасно преследуют слабого руководителя. Происходит это по той самой причине, что он , во-первых, не может предугадать, почувствовать приближение проблем какого-либо рода и подготовиться к ним заранее и, во-вторых, все время занимается второстепенными вопросами, выпуская из вида главное — стратегические задачи, которые, если пустить их на самотек, порождают эти самые злополучные «непредвиденные обстоятельства».

2. Убежден, что  знает дело и умеет его делать  лучше всех, поэтому все старается  делать сам. В основе этого  — непонимание как минимум двух важнейших аксиом менеджмента, а именно:

а) абсолютно  нормальным явилось то, что ежедневно  менеджер должен решить гораздо больше задач, чем он физически способен. Поэтому грамотный профессиональный менеджер распределяет часть задач  среди своих подчиненных, делегируя им также и непосредственно с оответствующие полномочия. Он вынужден это делать и хорошо знает, как это делать правильно;

б) абсолютно  нормально, что многие работники  знают свое дело не хуже, а лучше, чем шеф. Кто производит — тот не управляет, кто управляет — тот не производит. Дело шефа — управлять (производить нечто руками других людей), но не исполнять все, что нужно, самому. Профессиональный менеджер организует людей на труд и знает, как делать это максимально эффективно.

3. Занят делами, старается вникать во все, поэтому практически абсолютно не имеет времени. Зачастую гордится своей занятостью. Принимает посетителей, одновременно разговаривает по телефону, подписывает приказ и дает устные распоряжения подчиненным. Если такой стиль работы не является имитацией бурной деятельности (ИБД), что, естественно, в стречается, то его можно назвать стилем Юлия Цезаря. Также, что и звестно, римский император славился своей возможностью делать несколько дел одновременно. Думаю все же, что для современного руководителя - это совсем не лучший пример для подражания: ведь Юлий Цезарь плохо кончил. И в этом смысле никто ни в каком разе не является исключением.

4. Заваливает  бумагами письменный стол. В это  же время совершенно непонятно,  какие из их числа в ажные, какие срочные, а какие вообще не нужны. Зачастую при таком «порядке» на рабочем столе менеджер не это не может найти нужную ему в данный момент бумагу, служебный документ, однако и демонстрирует окружающим (первым делом , с отрудникам) неумение или нежелание организовывать свой труд, устанавливать приоритеты в делах.

Информация о работе Личность в психологии