Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:05, реферат
Задумываясь над особенностям своего внутреннего мира, человек вольно или невольно стремится осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Но самое, на мой взгляд, главное желанием многих из нас – познать самого себя, осознать кто ты есть, рассмотреть в себе личность. Личность характеризуется многообразием свойств и это многообразие закономерно. В связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Эссе – Реферат
По психологии
На тему: «Личность, индивид, индивидуальность. Развитие личности. Структура личности. Направленность, интересы, мировоззрение, установки личности».
Студентка 102 группы 1го курса
Бутовченко Полина Андреевна
Проверила:
Доцент кафедры психологии Корнева Л.В.
Москва 2012
Задумываясь над особенностям
своего внутреннего мира, человек вольно
или невольно стремится осознать свои
потребности и желания, свои способности
и характер. Но самое, на мой взгляд, главное
желанием многих из нас – познать самого
себя, осознать кто ты есть, рассмотреть
в себе личность. Личность характеризуется
многообразием свойств и это многообразие
закономерно. В связи с этим особо значимой
становится задача исследования организации
свойств личности в единую структуру.
Личность чаще всего определяют как человека
в совокупности его социальных, приобретенных
качеств. В понятие “личность” обычно
включают такие свойства, которые являются
более менее устойчивыми и свидетельствуют
об индивидуальности человека, определяя
его значимые для людей поступки. В этой
работе мне хотелось установить зависимость
становления личности и формирования
внутреннего мира индивида от окружающего
его мира. Определить некоторые закономерности
этого процесса. Целью реферата не является
в очередной раз описывать всё то, что
давно известно и доказано. Я крайне коротко,
осветив основные вопросы темы, привела
простые определения и термины, что на
мой взгляд облегчает понимание достаточно
сложного материала.
1.Личность, индивид,
индивидуальность.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Дадим краткую, общую характеристику каждому понятию с научной точки зрения.
Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи. Развитие индивида в процессе жизнедеятельности включает как социальные, так и биологические детерминанты.
«Индивидуальность»- индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей.
«Личность»- это человек, взятый в системе его психологических характеристик, социально обусловленных , проявляющихся в общественных связях и отношениях. Характеристики являются устойчивыми, определяющими нравственные поступки человека, имеющими существенное значение для самого человека и окружающих его людей. Вне общества это качество индивида не существует.
То есть, человек рождается индивидом и в процессе жизнедеятельности, в процессе социализации приобретает и развивает свою индивидуальность, а значит, становится личностью.
2. Развитие личности.
В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое.
В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как детерминированный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального.
В биологизаторских концепциях все особенности психических процессов, состояний и свойств человека выводят из биологических законов.
Проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Связи биологического и психического многоплановы и многогранны. При разных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения или как условие возникновения психических явлений. Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида. На этом этапе непосредственно происходит становление личности, её развитие.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества. Личность развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие – это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие.
На мой взгляд, развитие личности, как таковое, происходит конкретными стадиями и включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье – к равенству, от беспечности – к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов – к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков – к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Важнейшим элементом становления личности является ее нравственное созревание. Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов свободы, справедливости, уважения к человеческому достоинству.
В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы, те или иные трудности.
Так же, формирование личностных качеств человека зависит от положения человека в обществе, и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей, целей и убеждений. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
3. Структура личности.
Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции – приписывания, наделения):
1) интраиндивидная личностная атрибуция - личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее свойство индивида.
2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей».
3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается внимание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные характеристики оказываются детерминированны не только качествами индивида, но и особенностями других людей.
Личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения. С современных позиций в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
4. Направленность, интересы, мировоззрение, установки личности.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями и др.) . Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях и идеалах. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Интерес - специфическая форма проявления
познавательной потребности человека.
Интерес обеспечивает направленность
личности на осознание смысла и целей
деятельности, тем самым способствующая
ориентировке личности в окружающей действительности.
Наличие интереса во многом объясняет
наличие у человека специальной способности
- разума. Субъективно интерес обнаруживается
в эмоциональном тоне, сопровождающем
процесс познания или внимание к определённому
объекту. Одной из наиболее существенных
характеристик интереса является то, что
при его удовлетворении он не угасает.
Как правило, интерес развивается, эволюционирует,
порождает новые интересы, соответствующие
более высокому уровню познавательной
деятельности.
- непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,
- опосредованный
интерес к объекту как
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
Устойчивость, широта, содержание интересов - важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.
Мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека, как мне кажется, определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, взглядов, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения - высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Установка- готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.
Итак, мы описали некоторые
варианты, виды установок личности к миру
людей и предметов. Описанная психологическая
структура личности составляет основу
программы изучения личности каждого
человека (включая все свойства и его компоненты),
позволяет развернуто, оценивать его особенности,
а также решать на что надо обращать внимание,
что совершенствовать и развивать.