Личность и ее структура. Роль личности в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 192.62 Кб (Скачать файл)

УЛЬЯНОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

                                             Кафедра психологии и педагогике

 

 

 

Реферат

ПО Психологии

                                НА ТЕМУ  «Личность и ее структура. Роль личности в                                                  

                                             профессиональной деятельности »

 

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка:

3 курса 2 группы

                                                      экономического факультета

очного отделения 

Лакаева Е.С. 

 

                                                   

                                      

                                     Ульяновск  2012                                                 

 

 Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

   Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. 
  Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

  Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

  В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

  Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Структура личности по Платонову

  К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

  Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

  В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Структура личности по Фрейду

  З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

  По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.

  Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

  Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

  К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Структура личности по Рубинштейну

  С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

  В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

  Изучение вопросов, связанных  с профессиональной успешностью  личности руководителя является  одной из актуальных теоретических  и научно-прикладных задач современной  психологической науки и практики. Достижение успеха в поведении  и деятельности рассматривается  в современной науке как системное  единство  процессов социальной  адаптации,  самореализации личности  и её самоутверждения в социуме.  Поэтому успех всегда обусловлен  социальной природой человека, проявлением  его сущностного творческого  начала. 

  К первому направлению  относятся авторы, которые считают,  что существенную роль в процессе  обретения успеха играет интеллект.  Поэтому,  для успешного поведения  и  деятельности, у человека  должна быть развита, так называемая, мотивация компетентности, но не в смысле простого накопления и усвоения знаний, а в смысле потенциальной готовности человека решать поставленные задачи со знанием дела.

  Представители второго  направления, которое наиболее  разработано и в зарубежной  и, в отечественной психологии  придерживаются мнения, что успешность  поведения и деятельности зависит  не только от способностей  человека, его подготовленности, но  и от уровня мотивации, от  характера целей деятельности. Следовательно,  успешность человека напрямую  зависит от наличия в его  личностной сфере мотивации достижения. При этом важно, что бы мотивация  достижения была системно связана  с волевыми качествами личности  и, в частности, обусловлена  интернальным локусом контроля  и личностной каузальности, позволяющим  личности брать ответственность  за достижение успеха в поведении  и деятельности на себя, а не  полагаться на случай, везение  и т.д. 

  Успешность деятельностной  активности личности предполагает  наличие обратной связи, которая  проявляется в подтверждении  или отрицании этой успешности. Эта обратная связь может выступать  в виде оценок окружающими  результатов и способов деятельностной  активности личности (в виде социальных  ожиданий, требований и т.д.), а  также в различных формах  собственной  оценки личностью своих удачных  (или неудачных) способов, средств  и результатов  самовыражения.

 Под успешной деятельностью нами понимается такая деятельность, результаты которой обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным целям деятельности.   В этом случае, успешная профессиональная деятельность выступает как реализованная направленность личности на успех в конкретной сфере профессиональной активности в социуме. 

  Одна из наиболее  важных особенностей управленческой деятельности связана с тем, что данная деятельность всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых (фрустрирующих) ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми, что предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя.  Проведенный анализ психолого-акмеологической литературы позволил установить, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом процесса саморазвития, является достижение некоторого определенного уровня личностного и профессионального самосознания.

  В общем, виде проблема  самосознания является, прежде всего,  проблемой определения человеком  своей концепции жизни. При  этом выделяется два полярных  вида жизненных концепций: 

    • первая характеризует  жизнь личности, не выходящую за пределы сферы связей и отношений, в которых находится человек. Поэтому место существования личности находится внутри самой жизни, а всякое личностное отношение является отношением к отдельным явлениям жизни, но не к жизни в целом;
    • вторая концепция  существования выводит человека за его пределы, она связана с появлением ценностно-смыслового  определения жизни.

  Исходя из этого, в  развитии профессионального самосознания личности руководителя, правомерно актуализировать проблему диалектического единства процессов профессиональной адаптации управленца и его профессионального саморазвития с последующей творческой самореализацией в системе управленческой  деятельности. При этом важно отметить, что одностороннее доминирование процессов профессиональной адаптации, в конечном счете, приводит к регрессу личности специалиста, в особенности, руководителя. 

  Осуществленный теоретический анализ проблемы исследования позволил нам сформулировать следующее определение профессиональных деструкций в системе управленческой деятельности. Под названными деструкциями мы понимаем  постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры данной деятельности и личности управленца, негативно сказывающиеся на продуктивности управленческого труда и на профессиональном развитии руководителя.

  По мнению ряда исследователей, барьерами для творческого развития личности управленца, развития его инновационного потенциала выступают конкретные противоречия амбивалентного характера,  которые специалист не в состоянии разрешить самостоятельно. Неразрешенность этих противоречий и приводит ко всевозможным кризисам в развитии личности руководителя и как следствие всей организации в целом.

  Исходя из требований  к профессиональным и личностным качествам руководителя, нами были выделены общие признаки успешного профессионального поведения управленца:

    • высокий уровень исполнительской дисциплины, обеспечивающий эффективное выполнение стоящих перед управленцем служебных задач и справедливое применение санкций;
    • наличие социально признанных достижений, являющихся фундаментом к дальнейшему профессиональному совершенствованию и карьерному росту;
    • продуктивное деловое взаимодействие;
    • субъективная удовлетворенность процессом и результатом собственной профессиональной деятельности.

На основе изложенного, можно  определить общий абрис стратегии  успешного поведения управленца  следующим образом:

    • стремление руководителя довести профессиональную компетентность и предприимчивость до уровня мастерства;
    • четкое осознание целей и задач, направленных на реализацию управленческих решений;
    • оперативность принятия и реализации решений (глубина и гибкость мышления, проницательность ума, организованность и самодисциплина, воля, интернальный локус контроля и личностной каузальности, наличие инновационного потенциала).
    • продуктивное деловое взаимодействие с сотрудниками организации (мотивация на высокоэффективное выполнение служебных задач; ясное делегирование обязанностей подчиненному персоналу; аппелирование фактами, имеющимися в профессиональном опыте; осуществление контроля качества выполняемых поручений).
    • верность нормативным документам (долг, ответственность, высокий уровень исполнительской дисциплины, принципиальность и честность и т.д.).

Информация о работе Личность и ее структура. Роль личности в профессиональной деятельности