Личность и индивидуальность
Соотношение понятий "индивидуальность"
и "личность"
Человек, живя в обществе,
настолько подчиняется культуре,
обычаям, традициям, настолько социализируется,
настолько бездумным становится
иной раз его поведение, что, будучи
личностью, он зачастую теряет свой человеческий
облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность
и личность не одно и то же - это
две стороны человека. Французский
философ Люсьен Сэв утверждает: личность
есть живая система общественных отношений,
но которые всегда связаны с человеческим
поведением и выступают как поведение.
Личность определяется тем, насколько
включена индивидуальная деятельность
в социальный мир отношений. Личность
- это система отношений: дружеских, любовных,
семейных, производственных, политических
и т.д., а они, в свою очередь, определяются
общественными отношениями. Личность
есть сложная система социально значимых
актов, проявление способностей в социальном
мире. Поэтому основная функция личности
- это развитие своих способностей. Индивидуальность
- неповторимое своеобразие психики каждого
человека, осуществляющего свою деятельность
в качестве субъекта развития общественно-исторической
культуры. Человек многогранен: в нем есть
и животное начало (организм), и социальное
(личность), но в нем есть и чисто человеческие
качества (индивидуальность). Индивидуальность
- это то, что отличает человека от животного
и социального мира. Индивидуальность
дает возможность проявиться человеку
как свободному, независимому существу
(И. Кант). В индивидуальности человека
скрыт источник его деяний. Индивид,
у которого развита индивидуальность,
полностью опирается и надеется на свои
силы, он не только свободный, но и самостоятельный
человек. Человеческая индивидуальность
рассматривается как высокий уровень
развития человека в онтогенезе. Такого
индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком"
для обозначения людей, которые используют
свои способности и таланты, реализуют
свой потенциал и движутся к полному познанию
себя и сферы своих переживаний. Личностные
качества и индивидуальные дополняют
друг друга. В какой мере и как педагоги
имеют право на деформацию индивидуальности?
Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И.
Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике,
психологии и педагогике практически
не обсуждался. Деформация индивидуальности может
проходить по нескольким направлениям:
во-первых, это может быть развитие всех
сфер в интересах ребенка; во-вторых, -
развитие этих сфер в интересах общества
и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах
только общества (или государства), но
не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение
в интересах определенных групп. Идеалам
гуманистической педагогики соответствуют
первые два направления. Первое направление
предполагает достижение целей развития
природных задатков в различных сферах
человека, а второе - предполагает изменение
этих сфер в соответствии с идеалами общества.
Отсюда следует, что первое решает задачи
развития индивидуальности, второе - воспитания
личности. Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности
позволяет конкретизировать связь человека
и общества (коллектива и личности). Если
человек и коллектив гармонируют между
собой, то можно сказать, что личностные
качества человека отвечают целям данного
коллектива. Человек в этом случае является
личностью. Но в другом обществе (коллективе)
этот же человек может и не являться личностью,
так как его взгляды могут не отвечать
целям другого общества. Следовательно,
в зависимости от социальных ценностей,
составляющих мораль и культуру общества,
и соответствия этим ценностям мировоззрения
и поступков человека он может быть личностью,
но может ею и не быть, то есть личность
является относительной характеристикой
человека. В то же время индивидуальность
человека во многом не зависит от того,
в каком обществе (коллективе) находится
человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся
сферы в данный конкретный момент не зависят
уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты
постоянства, в какой-то мере абсолютности.
Поэтому когда говорят о подчинении личных
(а точнее, индивидуальных) интересов общественным,
то это не выдерживает испытания жизнью.
Происходит разрушение и индивидуальности
(оглупление и разрушение определенных
сфер), и личности (конформизм). В целом,
происходит дробление и того и другого:
лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение
слова и дела. А такие следствия не нужны
ни обществу, ни индивиду. Соотношение
личности и индивидуальности помогает
понять связь
воспитания и развития. Воспитание в специальном педагогическом
смысле есть процесс целенаправленного
влияния на развитие личности, ее отношений,
черт, качеств, взглядов, убеждений, способов
поведения в обществе. Процесс воспитания
осуществляется на всех возрастных этапах
развития человека, а не только в детском
возрасте. Развитие же предполагает совершенствование
психических качеств, основных сфер (эмоциональной,
волевой, мотивационной) человека - его
индивидуальности. Индивидуальностью человек не рождается,
а становится ею в ходе своей жизни, в результате
воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности
можно говорить тогда, когда человек осознает
уникальность себя и своей жизни и, чувствуя
свою неповторимость, сам реализует свое
будущее, чтобы как можно более полно раскрыть
свои возможности. А это требует как понимания
самого себя и активного отношения к своей
жизни, так и предоставление обществом
возможностей для самостоятельного выбора
целей и средств жизнедеятельности.
Чем же отличается личность от индивидуальности?
Рассмотрим этот вопрос.
Цели развития индивидуальности.
И. Кант сформулировал положение,
выражающее сущность гуманизма: человек
может быть для другого только целью,
но не средством. Поэтому посмотрим на
ребенка не как на средство укрепления
нашего государства (вспомним наши штампы:
подготовка к жизни на благо общества,
подготовка к защите Родины и т.п.), а как
на цель развития в нем "человеческого"
(В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя,
- советовал Л.Н. Толстой, - и только так
усовершенствуешь мир".
Основная задача учителя
- помочь ребенку в его развитии,
и вся гуманистическая педагогическая
практика должна быть направлена на развитие
и совершенствование всех сущностных
человеческих сил школьника. К ним
относятся следующие сферы: интеллектуальная,
мотивационная, эмоциональная, волевая,
предметно-практическая, экзистенциальная
и сфера саморегуляции. Эти сферы
в развитом виде характеризуют целостность,
гармоничность индивидуальности, свободу
и разносторонность человека. От их развития
зависит его социальная активность. Они
же определяют его образ жизнедеятельности,
его счастье и самочувствие среди людей. Сфера саморегуляции
характеризуется свободой выбора целей
и средств их достижения; осознанностью
их выбора; совестливостью, самокритичностью,
разносторонностью и осмысленностью действий;
умением соотносить свое поведение с действиями
других людей; добропорядочностью, рефлексией,
оптимистичностью; умением человека управлять
своими физическими и психическими состояниями,
умением удерживать их на должном уровне.
Для развития и совершенствования сферы
саморегуляции необходимо формирование
навыков психических и физических саморегуляций;
развитие у ребенка необходимых навыков
анализа жизненных ситуаций; обучение
детей навыкам осознания своего поведения
и состояния других людей; формирование
навыков честного отношения к самим себе
и другим людям. Предметно-практическая сфера включает
в себя способности, поступки, умения учащихся
в различных видах деятельности и общении.
Здесь нужно исходить из необходимости
развития у детей качеств, помогающих
человеку реализовать себя и как существо
сугубо общественное, и как неповторимую
индивидуальность. Нельзя ограничиваться
вопросами: "кем быть?", "каким стать?",
необходимо решать "как жить?". Ибо
цель жизни - жизнь, то есть сам процесс
жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо
помочь научиться жить: своими поступками
он должен выразить свое отношение к миру,
природе, самому себе, другим людям. Экзистенциальная
сфера характеризуется гармонией чувств
и поступков, слова и дела, чувств и общения,
которые выражаются в жизненной позиции
человека по отношению к себе и другим.
Сегодня особенно актуально звучат мысли
П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы:
выработать в человеке сознательное отношение
к своим действиям, ограничить произвол
их и развить в нем стремление к совершенствованию;
заботиться как о красоте тела, так и о
красоте речи и самостоятельности в проявлении
мысли; сформировать умение владеть своими
потребностями, управлять собой. Гуманизм заключается в том, чтобы
уважать неприкосновенность другого человека,
уметь признавать его индивидуальность
и личность и быть справедливым в отношении
к нему. Подводя итог рассмотрению основных
сфер индивидуальности как педагогических
целей (подробнее они представлены ниже),
отметим, что реальная цель школы - дать
каждому школьнику общее образование
и предоставить условия для гармонического
развития и совершенствования всех сторон
индивидуальности. Эта цель, в отличие
от глобальной общей идеи всестороннего
развития личности, конкретна, достижима
и реальна, психологически обоснована,
так как соответствует природе развития
ребенка. И в этом видится ее гуманизм.
По сути, развитая целостная индивидуальность
сама обеспечивает гармонию личного и
общественного. В этом случае человек
действительно может реализовать себя,
сам выбрать ту или иную идеологию или
религию, осуществить свою человеческую
природу. Развитие личностных качеств совершается
в процессе воспитания на основе формирования
индивидуальных качеств.