Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, контрольная работа
Проблема личности и индивидуальности в психологии выступает как самостоятельная проблема, так как в психологической науке категория личности и индивидуальности относится к числу базовых категорий.
Для того чтобы понять, что такое личность и индивидуальность, а также выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности человека, нужно рассмотреть эти понятия так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.
1. Ведение 3
Понятие личности и индивидуальности 4
Различие и сходство личности и индивидуальности 9
В чем проявляет себя личность и индивидуальность у ребенка 13
Особенности формирования личности 18
Выводы по развитию личностных и индивидуальных способностей у ребенка 22
7. Заключение 26
8. Список используемой литературы 28
И, наконец, во многом личность формируется индивидуальным опытом (например, болезнь может надолго вызвать у человека состояние тревожности и душевного разлада) и культурой (человек - носитель определенной культуры).
Наряду с наследственностью и средой в развитии личности важным фактором выступает воспитание. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями: или это низкие в основном утилитарные, меркантильные интересы или общественно значимые отношения.
Л.И. Божович выделила следующие критерии сформировавшейся личности: развитая мотивационная сфера человека, когда он способен управлять собственными непосредственными побуждениями и способность к сознательному руководству собственным поведением.
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев показали, что единицей развития личности является ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития ребёнка. Затем и Д.Б. Эльконин разработал концепцию периодизации возрастного развития, основанную на идее последовательной смены форм деятельности в онтогенезе: непосредственно-эмоциональное общение младенца, манипулятивно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, ролевая игра дошкольника, учебная деятельность младшего школьника, интимно-личностное общение подростков и учебно-профессиональная деятельность старших подростков.
По А.В. Петровскому в аспекте формирования
личности для каждого возрастного периода
ведущим является не монополия конкретной
(ведущей) деятельности, а деятельностно-
В общем, прохождение стадий развития личности - процесс закономерный. Каждая из стадий имеет свои (индивидуально подвижные) временные рамки. Внутреннее движение и внешние факторы обеспечивают изменения в свойствах и качествах личности на каждой из стадий. Достигнутое на предшествующих является основой последующих. Тем не менее, для их реализации необходимы благоприятные условия природной и социальной среды, соответствующая (научно обоснованная) программа обучения и воспитания.
Все психологи согласны с тем, что для формирования личности человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.
Воспитание личности ребенка приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если взрослому удается сочетать требовательность и доброту.
Для формирования личности ребенка, пишет А.В. Петровский, необходимо усвоение образцов поведения (действий, ценностей, норм и т. п.), носителем и передатчиком которых может быть только взрослый.
Таким образом, важнейшие закономерности и факторы формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние окружающей среды (макросреды, социальной, и домашней среды) и воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности.
Выводы по развитию личностных и индивидуальных
способностей у ребенка
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
В психологии различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (музыкальные, художественные, литературные и др.). Выделяют также социально-обусловленные способности (способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные, предметно-познавательные) и способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).
Индивидуально-личностные способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваивает ту или иную деятельность. Так если ребенок вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения, то, конечно же, это свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.
Развитие способностей происходит на основе тех врожденных задатков, с которыми ребенок появляется на свет. Такими задатками может быть музыкальный слух, память и т. п. Например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, а также высокоразвитая образная память.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное. Но нужно иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а всякая творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще не мыслима.
Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта (получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности) и гениальности (осуществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества).
Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия. Также, по мнению многих психологов только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
Как пишет А.В. Петровский возможности превратить склонности в способности реализуются у ребенка только в результате упорного труда. Точнее было бы сказать, что трудолюбие, склонность к труду, связанному с той областью, в которой у человека имеются способности, входит в само содержание, структуру способностей.
При организации процесса развития способностей педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей ребенка в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Организуя воспитание способностей, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Например, умение пользоваться речью, совершенное владение ею, также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. К деятельности, по мнению Р.С. Немова, должны предъявляться следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для её исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения.
Важным фактором в развитии индивидуально-личностных способностей выступает личность самого ребенка как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны. Активность личности видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.
Существенно важный фактор в развитии способностей – это устойчивый специальный интерес. Специальный интерес - это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.
Особенно важно применять индивидуальный подход в развитии способностей ребенка, который требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д.
Таким образом, развитие
личностных и индивидуальных способностей
ребенка связано как с
Заключение
Личность – это социально-психологическое образование, формирующееся благодаря жизни человека в обществе. В ее структуру включены: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивация. Все проявления структуры личности определяют индивидуальность человека - своеобразие физических и физиологических, так и психологических и социальных качеств.
Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Развитие личности находит свое логическое продолжение в формировании индивидуальности, а становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности.
Каждый возраст вносит существенный вклад в развитие личности и индивидуальности: так в раннем детстве появляется стремление к независимости; в дошкольном периоде оформляются задатки многих способностей; в младшем школьном возрасте развивается произвольность и стремление к достижениям; в средних классах формируются личностные интересы и нравственные идеалы; в подростковом возрасте формируется целеполагание, самооценка, самоопределение и мировоззренческие установки.
Формирование личности понимается как развитие (его процесс и результат) и как ее целенаправленное воспитание. Развитие личности осуществляется стадийно (от рождения до старости) и определяется как внешними (социальная среда – семья, сверстники), так и внутренними факторами (природные, нравственно-ценностные потребности, влечения).
Формирование личности ребенка включает в себя развитие различных способностей (общих, специальных, межличностных), основанных как на врожденных задатках, так и на условиях среды и воспитания (упорный труд, комплексность и разнообразие видов деятельности и др.).
Таким образом, понятие и формирование личности неотделимо от индивидуальности человека как неповторимой системой отношений к миру и индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Список литературы: