Личность и неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный, дистимический.
Задачи исследования:
1. Подбор методов исследования.
2. Подбор испытуемых.
3. Проведение эксперимента.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВАΙ.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И НЕВРОЗА………………………………………………………………….......……..4
1.1 Личность и характер…………………………………….……………………….4
1.2.Невроз.Виды неврозов……………………….…………………………..…….14
ГЛАВА ΙΙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………………….…………17
2.1 Организация и проведение исследования………………………………….. 19
2.2 Полученные результаты и их анализ………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya 3 kurs личность и неврозы.docx

— 72.76 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                             2

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВАΙ.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И НЕВРОЗА………………………………………………………………….......……..4

1.1 Личность и характер…………………………………….……………………….4

1.2.Невроз.Виды неврозов……………………….…………………………..…….14

ГЛАВА ΙΙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………………….…………17

2.1 Организация и проведение исследования………………………………….. 19

2.2 Полученные результаты  и их анализ………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...26

 

                                        

        

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                          ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. 
В литературных источниках содержится информация о значимой корреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторыми акцентуациями характера по А. Е. Личко. Так как Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) разработанный А. Е. Личко ориентирован на подростковую популяцию, то мы задались вопросом: сохраняется ли эта взаимосвязь и в более старшем возрасте. Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко. С возрастом черты характера могут сглаживаться, компенсироваться жизненным опытом. 
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование взаимосвязи между уровнем невротизации и акцентуациями характера.

Объект исследования. 10 девочек (19-20лет)  
Предмет исследования: уровень невротизации и тип акцентуации характера. 
Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный, дистимический.  
Задачи исследования:

1. Подбор методов исследования. 
2. Подбор испытуемых. 
3. Проведение эксперимента. 
4. Обработка полученных результатов и их анализ. 
5. Выводы. 
 
 
 
 
 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ             ЕЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ В ПСИХОЛОГИИ

 

                               1.1 Личность и характер

Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности. Позиция является субъективной, деятельностной стороной положения личности в социальной структуре, внутренней стороной его статуса. С другой стороны, совокупность образующих позицию субъективных отношений есть сущность личности, или, по выражению Б. Ф. Ломова, «костяк» внутреннего мира личности и основа ее структурной интеграции, это система координат, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире.

В. Н. Мясищев определял отношение личности как «целостную систему избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности», проявляющуюся в сознательной, активной избирательности переживаний и поступков человека. Отношения имеют универсальный характер и проявляются в любом психическом процессе (как деятельности, направленной на решение задачи) через отношение к самой задаче и к ситуации, которая задачу порождает.

В. С. Мерлин выделял в содержании отношения личности два компонента: 1) эмоционально-когнитивный: то, как человек переживает и осознает различные стороны действительности, как строит эмоционально окрашенную картину мира; 2) мотивационно-волевой: активные побуждения к соответствующим действиям и поступкам. Таким образом, отношение есть единство смыслового, эмоционально-оценочного отношения к действительности и побудительно-действенного отношения (реализующегося в деятельности).

Если рассматривать отношения во втором плане, т. е. как мотивы, то их реализация в деятельности (процесс мотивации деятельности) происходит в направлении: мотив – цель – способы действий. Таким образом, чем выше уровень развития человека как субъекта деятельности, уровень освоенности и разнообразия способов действий, тем шире его возможности самореализации как личности, освоения мира, деятельного осуществления отношения к нему. Способности как субъектные характеристики органически включаются в структуру личности как инструмент реализации ее личностного отношения к миру.

Различные мотивы поведения образуют целостную структуру – направленность личности, которая характеризуется прежде всего иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные векторы активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично). С. Л. Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Направленность, мотив как отношение к ситуации определяют цели, а в соответствии с ними – выбор и изменение способов действий для приспособления к ситуации. Пластичность и адаптивность человека выражается, однако, не только в изменении способов действий в определенных ситуациях, но и в изменении самого субъективного отношения к ситуации. Рассматривая отношения в первом, когнитивно-эмоциональном, оценочном плане, можно выделить следующие этапы генеза отношения: репрезентация ситуации как значимого события – его переживание и осознание – смыслообразование, изменение личностного отношения. Такого рода изменения связаны прежде всего со значимыми, критическими жизненными событиями, когда человек попадает в новый класс ситуаций, для которого недостает знаний или готовой программы поведения (смена статуса, роли, новые ситуации общения со значимыми другими людьми, смена предметной деятельности, несчастные случаи и т. п.). Временная инструментальная недостаточность, несоответствие социальным требованиям приводит человека к необходимости личностной рефлексии (кто я такой и кем должен быть?), самосознания как способа актуальной интеграции личности, к переосмыслению действительности и изменению отношения к ней, следствием чего может быть изменение мотивов и далее – освоение новых способов деятельности.

Таким образом, основная форма развития личности – жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Первое, вертикальное, можно назвать селекцией, т. е. изменением места человека в социуме, социального статуса, ролей, которое, в свою очередь, определяет состав жизненных событий и специфику предметной деятельности и приводит к изменению субъективной позиции человека, его отношения к действительности, появлению личностных отличий от других людей, социально-типических и индивидуальных особенностей. Второе, горизонтальное – временное измерение как определенная, регламентированная обществом последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерным для каждой стадии ограничением возможных ролей и статусов. В этом смысле общество задает определенную логику смены статусов, ролей, видов деятельности, т. е. временную структуру развертывания жизненного пути и профессиональной карьеры, последовательность возникновения значимых событий, и определяет фазы процесса инкультурации и социализации человека.

Под инкультурацией понимается освоение индивидуумом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различные эпохи, в рамках различных исторически сменяющихся обществ; инкультурация включает историческую предысторию культуры как главного выражения общей, родовой сущности человека. То, что создали Ферма, Пушкин, Моцарт и Рембрандт, шире рамок современного им общества, и в этом смысле остается с нами и не теряет ценности.

Под социализацией имеется в виду освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке.

Таким образом, на каждом этапе жизненного пути развитие личности как социализация связано с интеграцией отношений личности и способов реализации этих отношений в рамках определенного статуса и роли. Однако человек на своем жизненном пути не один раз меняет статусы, роли и виды деятельности. Личность превращается, как говорил С. Л. Рубинштейн, в «республику субъектов», каждый из которых к тому же «привязан» к определенному отрезку жизненного пути. Если понимать интеграцию личности как целостности как две отдельные линии развития: 1) обобщение отношений (личностные тенденции) и 2) обобщение психических деятельностей, лежащих в основе разных способов деятельности (способности как потенции), то в какой-то момент жизни индивидуум может иметь тенденции к одному, способности совсем к другому, а реально заниматься чем-то третьим. Таким образом, о полноценной реализации личности можно говорить только тогда, когда ее тенденции подкреплены потенциями и у человека есть воля реализовать это соединение и найти свое место в жизни, даже если актуальный статус и реальная ситуация препятствуют этому. В этом случае мы говорим о том, что человек обрел характер, т. е. о единстве отношений личности и способа их осуществления (В. Н. Мясищев).

Характер является интегральной характеристикой личности как единицы общества, как общественного индивида, его определяют также как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле (Н. Д. Левитов).

Воля, волевая регуляция поведения необходима для заполнения «пробелов», лакун в направленности, внутренней мотивации индивидуума. В воле нет необходимости, когда человек добивается того, что ему очень хочется (готовые мотивы), теми действиями, которые у него хорошо и легко получаются, а ситуация этому благоприятствует. Во всех остальных случаях требуется воля как дополнительное, не имеющееся в готовом виде в структуре направленности, побуждение к действию. Воля как личностный уровень регуляции поведения есть изменение побуждений за счет намеренного поиска возможных мотивов, связывания их с целью действия и изменения смысла действия (В. А. Иванников).

Перефразируя С. Л. Рубинштейна, можно сказать, что структура личности включает три подструктуры:

1) отношения и направленность как основные тенденции личности – это то, чего человек хочет;

2) способности как человеческие возможности и потенции – это то, что человек может;

3) характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.

Отсюда характер можно определить как «каркас», «конституцию», в переносном смысле – «тело» личности. О том, что такое понимание является распространенным, говорят многочисленные попытки связать особенности и строение тела человека как устойчивую и заметную биологическую характеристику с самой устойчивой и заметной личностной характеристикой – характером: известны попытки классификации характеров на основе особенностей строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), понимание характера как «мышечного панциря» (В. Райх), попытки связать характер с особенностями психомоторики.

 Личность и характер — в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий:

1) характер и личность практически отождествляются — эти термины употребляются синонимично;

2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

3) личность понимается как специфическая часть характера;

4) характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные — то, ради чего он действует. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами.

Есть очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Проблема влияния характера на формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоих внутренних проблем личности и пр.

Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется»; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что «должно» и «что следует делать». С развитием личности он начинает жить более нормативно — не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии «снимает» характер.

Информация о работе Личность и неврозы