19.Личность и
общестов как проблема Ф. Свобода
и ответственность чела.
Общество-система дея-ти и
жизни людей,объединенных территорией
проживания,эпохой,традициями и культурой.Общ-ное
бытие имеет 2 стороны: объективную
(то,что существует независимо от сознания
и воли людей); субъективную (сознание
и воля людей,их отношение к общ-ву,стремления,взгляды).
На развитие общ-ва влияют как объект
условия его сущ-ния,так и субъект.
Современный чел подвергается уже
не влиянию природы,а массированному
влиянию общ-ва и техники.Он живет
в перенасыщенном инфой общ-ве,подбеспощадным
воздействием средств мас. Инфы,и
становится все более зависимым
от кибернетики. Чел испытывает сильное
влияние развитого общ-ва и гос-ва-мораль,традиции,законы,налоговая
система,правоохранительная система,полит.институты.Свобода-наличие
возможности выбора вариантов исхода
события.В этике «свобода » связана с наличием
свободной воли чела. Свобода воли налагает
на чела ответственность за его слова
и поступки.Ответственность- саморегулятор
дея-ти личности,показатель соц. И нравственной
зрелости личности.Отваетственность преполагает
наличие у чела чувства долга и совести,умения
осуществлять самоконтроль и самоуправление.Совесть
выступает как контролер всех действий
чела.Сделанный челом выбор означает,что
чел готов взять на себя полную ответственность.Неизбежность
риска сделать «не то» или «не так», предполагает
наличие у чела мужества,необходимого
на всех этапах его дея-ти: и при принятии
решения, и в процессе его реализации,
и особенно в случае неудачи,то свобода
связана не только с необходимостью ит
ответственностью,но и с умением чела
сделать правильный выбор, с его мужеством
и с рядом др. факторов.
30.Наукоцентризм
Ф.Нов.времени. Английская эмпирическая
Ф.:Ф.Бэкон, Т.Гоббс, ДЖ.Локк.
Новое время (XVll-Xlx)-время веры
в целесообразность,смысл общ-ного развития,инс.процесса,в
объективный закономерный хар-р общ-ного
развития,подчиненного лог.схеме.2.осн.направления
Ф.:1)Эмпиризм – направление в теории познания,кот.
Признает чувственный опыт как единственный
источник знаний. 2) Рационализм выдвигает
на первый план логич. Основание науки,признает
разум источником познания и критерием
его истинности. Родоначальником эмпиризма
стал Ф. Бэкон (1561-1626). Индукция,анализ,сравнение,наблюдение,эксперимент-главные
условия рац. Метода. Различают 2 вида опытов:
1)»плодоносные»-принесение непосредственной
пользы челу.2)»светоносные»-познание
законов и свойств вещей.препятствием
в развитии действительного познания
служат предрассудки вжившиеся в представления
,которые способтвуют тому,что мир в нашем
сознании отражается не полностью
адекватно.Он вводит 4 осн.типа идолов:
идолы рода (исходят из естественного
несовершенства чел.разума,которое проявляется
в том ,что предполагает большой порядок
и равновесие в вещах,чем те которые в
них есть,) пещеры(идолы чела как индивида),рынка
(возникают путем взаимного общения) и
театра (влияние авторитетов; это усваиваемые
челом от др людей ложные представления
об устрйстве действительности).Конечная
цель его учения - помочь челу овладеть
силами природы на основе их познания.
Томас Гоббс (1588-1679)Райионалист материалист.
Религиозные чувства-следствие невежества
и страха. Сичтал,что религию необходимо
оставить для простого народа в кач-ве
соц.узды. Гоббс является автором теории
общ-нного договора – необходимость ограничить
людей их формальную свободу и обеспечить
безопасность. Гос-во является соц. Регулятором
общ-ва. Незнание законов общ-ной жизни
приводит к гражданским войнам. Д.Локк
(1632-1704).Основное в его Ф.-гносеология.Первичные
кач-ва присущи вещам независимо от того
воспринимаем мы их или нет:объем,форма,число,движение.Вторичные
кач-ва возникают в результате воздействия
тел на наши чувства: цвет,запах,вкус. Чувств.опыт
– единственный источник знания. Все наше
знание выводится из опыта.мозг чела сравнивал
с чмтой доской.Вещи в природе воздействуют
на его органы чувств и вызывают в организме
ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно
существующих ощущений.Послеждующее комбинирование
разнообразных ощущений дает челу восприятие
предмета в целом. Многократно воспринимая
предметы,чел закрепляет восприятие в
памяти,он может припоминать восприятие
и образ в отсутствии предмета – так возникает
представление.
31. Рационалистическая
линия в европейской Ф.Нов.времени:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Рационализ главным источником
считает мысли и понятия,присущие
уму от рождения предрасположений ума.Основоположник
рационализма Р.Декарт считал ,что Я
– это субстанция ,вся сущность
(«Я мвслю,следовательно,существую»).Чтобы
отыскать истину,мышление должно руководствоваться
правилами: 1)Считать истинным тольок
то,что представляется уму не вызывающим
сомнения.2)Каждую сложную проблемц
нужно расчленять на частные задачи.3)
Начинать движение к истине от простого-
к сложному.4) во всех областях знания
составлять общий обзор фактов,открытий,чтобы
быть уверенным ,что ничего из открытого
не упущено.Следовательно этим правилам
может привести к заблуждению,т.к.
сколько ученых-столько и мнений.
Поэтому иследоваетль должен подвергнуть
сомнению все знания прошлого.Сомнение-
путь отыскания достоверного знания.
Б.Спиноза (материалист)-сущ.лишь одна
субстанция – природа,кот. Является
причиной самой себя. Как природа
творящая она есть субстанция. Отождествляя
природу и бога, С отрицает сущ.сверхприродного
существа,растворяет бога в природе
и тем самым обосновывает мтериалист.понимание
природы. Прир.сущ. сама по себе независимо
от ума и вне ума. Бесконечеый
ум мог бы постигать бесконеч.субстанци.
во всех ее видах и аспектах.Но наш
ум не бесконечен.Поэтому он постигает
сущ. Субстанци. Как бесконечную лишь в
2 аспектах: как прояжение и как мышление(атирбуты
сусбанции).Чел как предмет познания,не
составляет никакого исключения.Влюбом
случае чел-часть природы. Г.В. Лейбниц
развивает учение о бытии в форме учения
о субстанции.Любая вещь- субстанция-число
субстанций бесконечно.Каждая субстанция
есть единица бытия или монада. Монада
– духовная единица бытия.Благодаря
мон.материя обладет опр-й формой.Форма-нематериальна
и представляет целесообразно действующую
силу,а тело – это механ.сила.Поэтому прир.
Нельзя объснить только законами механики,необходимо
ввести понятие о цели. Монада есть сразу
и основание всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг
от друга.вкаждой монаде отражается вся
свок.монад. Теория познания: он не отвергает
чувств.познания. Он принимает глав. Тезис
сенсуализма 2ничего нет в разуме,что не
прошло бы раньше чрез чувства»,но «кроме
самого разума»,т.е. врожденнх способностей
к мыш-ю. Чувств.познание – предпосылка
рц. Познания. Ч.п.дает лишь истины факта
(эмпирические ),рационально же дает истины
общие и необходимые.
32.И.Кант – основополодник
нем клас. Ф .Основные положения
Ф.И.Канта.
Фил.развитие К. Делится на
2 периода.В перв.период (до нч.70-ч
гг) пытался решать фил. Проблемы –
о бытии,религии,этики,логики исходя
из убеждения,что Ф. М.м. разработана
и обоснована как умозрительная
наука (без обращ к опытным
данным) . Во 2-й пев (критический) пытается
строго отделить явления от вещей
в себе (нужен опыт).Вещи непознаваемы.
Мы позн. Лишь явления. Это учение –агностицизм.
Кант называл его «критикой разума».Это
учение ограничивает разум,т.к. оно
отказывает ему в познании сущности
вещей. Учение о знании. Знание
всегда выраж.в форме суждения в кот.
Мыслится связь м/у двумя понятиями –
субъектами и предикатами суждения .Сущ
2 вида этой связи. В одних суждениях предикат
не дает нового знания о предмете сравнительно
с тем знанием,кот.уже мыслится в субъекте.Это
аналитические убеждения.Пример: все тела
имеют протяжения (предикат- имеют протяжения).Решение
этих вопросов он связывает с исследованием.
3 осн.способностей познания: чувственности,рассудка,разума.
Чувственные понзания.По К.эл-ты матем.знания
–не понятия,а наглядные представления.
В сужд. Матем .синтез субъекта основывается
либо а чувств созерцании пространства,либо
времени.Пространство – априорная форма
внеш.чувст.созерцания (время- внут.),что
и придает созер.пространства их безусловную
всеобщность и необходимость.Т.о.у К. Пространство
и время перестают быть формами сущ.вещей.
Они становятся априорными формами нашей
чувственности. Априорные формы рассудка.Условием
возм.апр.суждений в теор. Естествознания
явл. Категории. Это независимые от поставляемого
опытом содержания понятия рассудка,под
кот. Рассудок подводит всякое содер. ,получаемое
из опыта. Т.е. категории не формы бытия,а
понятия рассудка.Категории априорны.
По К. Ни ощущения ни понятия сами не дают
занния. Ощущения без понятий- слепы,п
понятия без ощущ- пусты. Знание- синтез
ощущ. с понятиями.Этика.Чел. посткпает
необходимо в одном отношении и свободно
в другом. Необходимо ,т.к. чел есть явление
среди др. явл. Природы и в этом отнош. Подчинен
необходимости. Но чел также и нравтсвенное
сущ. Субъект нравственного сознания.
Ка нравст.сущ.чел принадлежит к миру умопостигаемых.
И в этом качестве он свободен. Нрав.закон
К. Понимает как безусловное предписание
или «категорический императив». Закон
этот требует чтобы каждый постпуал
так,чтобы правило его личного поведения
могло стать прав. Для всех. Поступок м.б.
моральным только если он совершен
из уважения к нравст.закону.
36.Религиозно-фил.направление
в рус.Ф. к .19-нач.20 вв.фил.идеи
в.С. Соловьева, Н.А.Бердяева.
Воснове истории и дух
развития русского народа лежало христиансоке
православие.Особенностью ру. Религиозно-фил.
Мысли является то,что ее носителями были
не церковные иерархи,а свободные светские
мыслители- И. Киреевский, Ф.Достоевкий,
Л.Толстой, Н. Федоров, В.Соловьев, Н. Бердяев.
Проблемы рус. Религизной Ф.кон XlX-нач.ХХв.;
1)проблема христианской свободы- свобода
трактуется не как борьба за право игдивида,а
как свобода,реализуемая в соборной жизни,как
ответственность во имя высшего достоинства
и богоподобия чела. 2)проблемы соборности
как дух коллективизма,противостоящего
авторитарности и индивидуализму и сохраняющего
свободу личности,коллективизма,не знающего
принуждения и внеш. Авторитета. 3) проблема
смысла жизни смерти и всокрешения,соотношения
тела и души,веры и разума чела ,его
активности и призвания.4) призыв к общ.делу
христинианизации мира,к активности чела
в сохранении преемственности поколений
и устройстве мировой жизни.З.С.соловьев.В
основе Ф. Лежит идея «всеединого сущего».Необходимость
принципа всеединства обусловлена тем,что
все предметы и явления –совок-ь связей,составляющих
конкретное единство. Идня «цельного знания»
-вторая фундаментальная идея Ф.Осн.формолй
цельного знания является интуиция. По
своей ст-ре цельное знание – синтез трех
компонентов: геологии,Ф. И оптной науки.Центром
каждого их этих компонентов являются
соответственно:Абс.существо (Бог) – общая
идея- реальный факт. Таокй синтез есть
цельная истина знаний. Идеи: обоснование
общего закона развития и разработка «органической
логики» как системы категорий и ее метода-
диалектики; концепцию «экономического
обществ» («эк.труда») как исходного начала
и сновы соц.жизни,которая обязательно
вкл.в себя нравственность;учение о богочеле.Экзисиенциализм
Н.А.Бердяева. Называет осн.противоположностью,которая
должна развиваться в мировозрениифилософа,противополодность
м/у духом и природой.Дух- субъект ,жизнь,творчество,свобода,природа-объект,вещь,необходимость,неподвижность.Познание
духа достигается посредством опыта.Те
из людей,кто имел духовный опыт и опыт
творества,не нуждаются в рац. Док-ве существоания
Бога.Развивая в своем учении тему творчества
и духовности уделяет внимание идее свободы,в
которой раскрывается связь м/у Богом,васеленной
и челом.Он различает 3 вида свободы: первичную
иррациональную свободу,т.е произвольность;
рациональную свободу,т.е исполнение морального
долга; и свободу,проникнутую любовью
Бога.Он утверждает,что свобода не создется
Богом,и поэтому Бог не может быть ответственным
за свободу,которая породила зло.Первичная
свобода обуславливает возможность как
добра,так и зла.Т.о, действия чела ,обладающего
свободной волей,не может предвидеть даже
Бог,он выступает помощником,чтобы воля
чела становилась добром. Экзистенциальные
воззрения проявляются в его мыслях
о проблеме личности.Личность- не часть
космоса,напротив,космос-часть чел,личности.Личность-не
субстанция,она-творческий акт.она неизменна
в процессе изменения..Личность проявляющаятворческую
деяи-ь,тем самым находит в себе божество.
37.Общая хар-ка
и основные направления современной
зарубежной Ф. Современная Ф. Прежде всего
антиидеологична. Она борется против любой
идеологии как упрощенного поверхностного
способа объяснения мира и чела ,чел.отношений.Она
пытается убедить людей ,что никакие искусственные
схемы в общ-ве и истории не работают,что
мир вообще устроен не рац-но,в нем никогда
и ничего у чела не получается. Современая
Ф., отказавшись от претензий на обладание
абсолютной истиной,существенно перестроила
образ и стиль фмлософствования. Теперь
это диалог автора и читателя,предпологающий
интуицию и развитое воображение читателя.современная
Ф. Считает что есть только один путь изменения-изменение
челом самого себя. Внут. Освобождение
от рабства привычек,стандартов.,стереотипов
мышления и поведения,стадной морали.Мыслителям
20 в. Свойцственно трагическое мироощущение.мир
становится поецентричнымм.Каждый чел
ценит самого себя. ,каждый явл. Центром
вселенной.Современный мир не существует
автоматически.Он неизбежно рухнет,если
каждый чел не будет поддерживать его
сущ-ние своими усилиями,своей верой.
Неопозитивизм-Ф.как наука
неточных опр-ний.Проблема значения слов-
освобождения слов о культурных слоев.Теория
смысла и интерпритации.Способы
правильного мышления,эффективное
использовние нервной системы.Язык
как помехпа для мысли.Язык-сов-ь
произвольных знаков.Любое знание частично,фрагментарно,недостоверно.Вера
в знание нужна,иначе будешь сомневаться
в знании,в истинности факта.Экзистенциализм-шир.движение
от религиозности (Ясперс,неотомисты)
до позитивизма (Сартр).Скука правит миром,соц.жизнь
структуирует природу чела слишком жестоко,возникает
вопрос,зачем жить. Страх перед жизнью
как таковой (Хайдеггер)- метафизический
ужас,кот.нужно преодолевать риском. Только
момент кризисов,катастроф,потрясеий,прозрений-вгрызание
в жизнь.Экзистенциальная диалектика:усилить
страдание,чтобы меньше страдать.Психологический
парадокс.Признать страдание необходимой
принадлежностью бытия (Хемингуэй).Экзистенциализм
– пограничные ситуации (болезнь,страдание,любовь,смятение
духа) именно здесь люди истинно существуют,остро
ощущая свободу.Начало космизма –гипотезы
об Антлантиде.Мы как инф-ный сгусток.Возник
из идей «Большого взрыва».Земля какчасть
вселенной,подчиняется еще неведомым
нам законам.Появление чела во Вселенной-программа
,а не случайность. Дея-ть человека-путь
к полному сознанию этой программы,замысла
Вселенной.Жизнь в иных мирах,т.о. оправдывается.»Любовь
к ближнему»- любовь к дальнему(ХХ в.).Неотомизм
становится формой современного объективного
идеализма.С т .зр. неотомизма быть объективно-реальным
не значит быть материальным,объективно
существовать,значит нечто большее ,чем
существовать чувственно.Именно реально-
нематериальное бытие и явл. Первичным.Материя
же ,будучи реальной,но лишенной хар-ра
субстанции (т.е самостоятельного бытия),охватывается
нематериальным бытием.Существование
–воплощение сущности в действительность,а
все сущности содержаться изначально
в божественном разуме как отражение его
природы.Отождествляя понятие инфа с формой
вещей,с одной ст.,и с сообщением,длейсвием
цели – с др.,современные телеологи утверждают,что
наука сама,открыв,что организация,стр-ра
вещей есть инфа.Хар-ка истины превращается
во взаимосоответьствие интелекта и вещей,кот
может образовывать истны двух видов:
онтологическую- соответствие вещи мыслям,и
логическую- соответствие чел.мысли вещам,приближенное,частичное
знание об истине бытия.Ф-мост,кот. Должен
по мысли неотомистов ,соединить науки
с теологией.