Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:02, контрольная работа
Основные понятия: личность, социальная среда, социализация, малая группа, общность, семья, общественные настроения, социально- психологический климат.
Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.
Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.
Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками.
Деятельность человека всегда
общественна. В своей подлинно
социальной деятельности
Социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Социальное не «дано» через деятельность, проблема не стоит как проблема «социальности и деятельности»: это в действительности вопрос о социальной сущности самих объектов деятельности и социальности человеческого сознания, отражающего эти объекты в процессе деятельности и благодаря ей. [1, c.241-243]
Личность не является простой результирующей социальных воздействий, но представляет собой специфичное образование. Социальная природа деятельности индивида не носит универсально-абстрактного характера: она коренится в исторически конкретной форме общества.
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.
По А.Н.Леонтьеву личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и сознание, она ею порождается».
«Объект деятельности, имея предметное, внешнее бытие, в то же время выступает как идеальное образование, как психический образ, и таким путем детерминирует психическую деятельность. Процесс деятельности выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и как «моменты» стороны деятельности».
Понятие деятельности - непроизвольно вводимое понятие, не просто некий конкретно-научный конструкт, который можно толковать так или иначе по желанию того или иного психолога. Оно с самого начала выступает как категория, выходящая далеко за границы психологии и связывающая систему ее понятий с системой понятий и категорий других общественных наук, раскрывающиеся реальные процессы связи и взаимодействия личности, сознания и общества, позволяющая перейти от теоретического анализа на уровень конкретного психического исследования. [3, c. 173]
2.4.
Социальные ориентации
и установки
Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.
Социальное поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.
Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.
Для оценки знания обычно используется пятибалльная система. Оно может быть оценено от 0 до 5 баллов. Ориентация же биполярна. Она может оцениваться от — 5 до + 5. Закономерности формирования и смены ориентации отличаются от законов приобретения знаний. Указанные ориентации условно могут быть подразделены на два класса: личные и социальные ориентации.
Личные ориентации создаются у человека под воздействием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требованиями других людей.
Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее — Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.
Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отноше-ние; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.
Занимаясь
структурой ценностных ориентации, В.
А. Ядов разработал диспозиционную концепцию
личности, в которой отдельные
установки связываются в
1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);
2) социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);
3) базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);
4) система ценностных ориентации.
Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.
Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.
Стереотипы являются одним из видов социальной установки, Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений — стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет, прежде всего, об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.
Стереотипы — регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы — духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат. [5. c. 163-164]
Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.
Причины возникновения стереотипов — общая, тенденция к упрощению игнорированию различий. Они выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание своего поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода напряжения.
Стереотип и имидж — близкие понятия. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.
Имидж — образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж — «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует воображение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и труппы. [5. c.166]
На основе экспериментальных исследований выяснилось, что установка личности к определенным явлениям, ценностям, взглядам, теориям, идеологии может быть выражена посредством шкалы от —5 до +5. Крайне отрицательная установка личности к какой-либо теории, положению, обычаю может быть выражена через —5, крайне положительная - через +5, нейтральная — «нулем», а различные степени положительного или отрицательного отношения — соответствующим числом, отмеченным точкой на шкале между крайними позициями.
Общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности — «позиционность». Позиционность — существенная особенность психической активности человека.
В
определенной социальной среде в отношении
таких профессий, как, например, учитель,
токарь, тракторист, металлург, агроном,
существуют различные ориентации. Социальная
группа или отдельный человек может характеризоваться
различной степенью положительной или
отрицательной установки к указанным
явлениям и ценностям. Их социальная активность
значительно определяется именно тем,
какие у них имеются социальные ориентации,
установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей
формирования и смены такого рода социальных
установок имеет большое практическое
значение. [7. c. 176]
2.5.
Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.
Являясь членом тех или иных социальных групп, выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в конкретной данной системе социальных взаимосвязей. Так на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, мастера, рабочего и т.д. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. [6. c.81-83]
Существует ряд классификаций социальных ролей. Все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются генеральными. Они предписывают определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В станах Востока различие меду генеральными ролями еще боле заметно.
К достигнутым ролям относятся те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.
В соответствии с другими логическими основаниями можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфические взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, парикмахер, подстригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих дифференциальные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Все семейные взаимоотношения вообще строятся на основе дифференциальных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.