Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 00:10, реферат
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее <личного мира>, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее <личного мира>, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2. Личность рассматривается как система черт-относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3. Личность описывается и как деятельное <Я> субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Личность есть специфически человеческое образование, которое <производится> общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.
Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве <Я>, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Что значит быть личностью? Быть личностью-это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью-это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью-это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью-это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.
1. Существенное разделение понятий <человек>, <индивид>, <субъект деятельности>, <индивидуальность> (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и <личность>. Следовательно, нельзя сводить понятие <личности> к понятиям <человек>, <индивид>, <субъект>, <индивидуальность>, хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
2. Следует различать <расширительное> понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и <вершинное> понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).
4. Личностью не рождаются-личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
Австрийский ученый-психиатр, невролог и психолог Зигмунд Фрейд занимался детальным изучение личности человека. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности – «Оно» или «Ид», «Я», или «Эго» и «Сверх-Я» или «Супер-Эго». Деятельность и содержание этих частей личности предопределяет ее суть.
Рассмотрим функции, которые исполняет каждая часть личности. «Ид», являясь основной частью, исполняет роль бессознательного восприятия мира. Оно реагирует на внешние раздражители и воспринимает сигналы. Работает «Ид» по принципу получения удовольствия от жизни. Эта сфера личности не имеет организации, зато она является стартовой для развития человека. Новорожденный ребенок находится в состоянии Ид и на его основе с возрастом, накапливая опыт ощущений, вырастает в полноценную личность. По данным исследования современных психологов, полноценная личность формируется уже в возрасте трех лет, когда возникает первый кризис «Я сам».
Если «Оно» возникает на ранних стадиях развития, то «Я» или «Эго» является сознательной частью личности, отвечающей за оценку действительности, принятие решений, организацию деятельности человека. Те знания, которые приходят от бессознательного «Оно», сознательное «Я» превращает в факты и анализирует их. «Эго» существует как руководящая часть личности, оно направляет ее по жизни. Если «Эго» отключено, например во время медитации или психической болезни, человек воспринимает мир не критично, он не чувствует сути вещей, не знает, как действовать, но может воспринимать окружающую среду своими сенсорными системами.
«Супер-Эго» или, как его еще называют, «Сверх-Я» - это моральная сторона личности. Ее развитие происходит на основе «Эго», но функции отличаются. «Сверх-Я» - это, своего рода, культурная грань личности, которая создает моральные принципы человека, отвечает за его поведение, является совестью и духовностью личности.
Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны. Как проявляется внутренний конфликт личности? Давайте рассмотрим простейший жизненный пример: человек находит бумажник с деньгами и паспортом земляка в чужой стране. Первое, что приходит ему на ум – это осознание факта наличия большого количества денежных купюр и личного документа другого человека (здесь сработало «Ид»). Далее идет анализ полученной информации, ведь можно оставить деньги себе, выбросить документы и наслаждаться неожиданно полученными материальными ресурсами. Но! В дело вмешивается «Супер-Эго», ведь в глубине личности это т человек воспитанный и честный. Он понимает, что кто-то пострадал от этой потери и нуждается в обретении своего бумажника. Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны получить довольно крупную сумму денег, с другой – помочь незнакомцу. Пример простейший, но он удачно демонстрирует взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В жизни случаются ситуации куда более сложные, чем находка чужого кошелька и личность переживает сложные конфликты из самой собой. Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:
1. Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности.
2. Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности. Если вернуться к примеру с чужим бумажником, то человек, чтобы избежать проблемы возвращать или не возвращать, просто потеряет заинтересованность в деньгах: «Зачем они мне, свои есть».
3. Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.
4. Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал?
5. Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения.
6. Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.
7. Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.