Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:42, контрольная работа
В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.
В социологии выделяют
модальный,базисный и идеальный типы личности.
Модальным называют усредненный тип личности,
который реально преобладает в данном
обществе. Под базисным понимается тип
личности, который наилучшим образом отвечает
потребностям развития общества. Идеальный
тип личности не привязан к конкретным
условиям и рассматривается как эталон
личности будущего.
В разработку социальной
типологии личности большой вклад
внес американский социолог и психолог
Э. Фромм(1900-1980), который создал концепцию
социального характера. По определению
Э. Фромма, социальный характер- это ядро
структуры характера,свойственное большинству
членов определенной культуры. Значение
социального характера Э. Фромм видел
в том, что он позволяет наиболее эффективно
адаптироваться к требованиям общества
и обрести чувство безопасности и защищенности.
Классическому капитализму, по Э. Фромму,
присущи такие черты социального характера,
как индивидуализм, агрессивность, стремление
к накоплению. В современном буржуазном
обществе возникает социальный характер,
ориентированный на массовое потребление
и отмеченный чувством пресыщения, скуки
и озабоченности. Соответственно Э. Фромм
выделил четыре типа социального характера:рецептивный
(пассивный), эксплуататорский, накопительский
и рыночный.Все эти типы он считал неплодотворными
и противопоставлял им социальный характер
нового типа, способствующий формированию
самостоятельной, независимой и активной
личности.
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
Реалисты сочетают
в себе стремление к самореализации
с развитым чувством долга и ответственности,
здоровый скептицизм — с самодисциплиной
и самоконтролем.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
Взаимосвязь, взаимозависимость
личности и общества
Рассмотрим разные
концепции, представленные классиками
социологии, — М. Вебером и К. Марксом.
М. Вебер видит
в роли субъекта общественной жизни
только отдельных индивидов, которые
действуют осмысленно. А такие
социальные тотальности, как “классы”,
“общество”, “государство”, по его
мнению, целиком абстрактны и не
могут подвергаться социальному
анализу.
Другое решение
данной проблемы содержит теория К. Маркса.
В его понимании субъектами общественного
развития являются социальные образования
нескольких уровней: человечество, классы,
нации, государство, семья и личность.
Движение общества осуществляется в
результате действий всех этих субъектов.
Однако они отнюдь не равнозначны
и сила их воздействия изменяется
в зависимости от исторических условий.
В разные эпохи как решающий выдвигается
такой субъект, который является
основной движущей силой данного
исторического периода.
Тем не менее нужно обязательно
иметь в виду, что в концепции Маркса все
субъекты общественного развития действуют
в русле объективных законов развития
общества. Они не могут ни изменить эти
законы, ни отменить их. Их субъективная
деятельность либо помогает этим законам
действовать свободно и тем ускоряет общественное
развитие, либо мешает им действовать
и тогда тормозит исторический процесс.
Как же представлена
в этой теории интересующая нас проблема:
личность и общество. Мы видим, что
личность здесь признается субъектом
общественного развития, правда, не
выдвигается на первый план и не
попадает в число движущих сил
социального прогресса. Согласно концепции
Маркса, личность не только субъект, но
и объект общества. Она не есть абстракт,
присущий отдельному индивиду. В своей
действительности она — совокупность
всех общественных отношений. Развитие
индивида обусловлено развитием
всех других индивидов, с которыми он
находится в прямом или косвенном
общении, оно не может быть оторвано
от истории предшествующих и современных
ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность
личности в концепции Маркса всесторонне
определяется обществом в виде социальных
условий ее существования, наследия
прошлого, объективных законов истории
и т. д., хотя некоторое пространство
для ее социального действия все-таки
остается. Согласно Марксу, история
есть и не что иное, как деятельность
преследующего свои цели человека.
А теперь вернемся в
реальную действительность, жизнь современных
россиян XXI в. Советское тоталитарное
государство рухнуло. Возникли новые
общественные условия, ценности. И оказалось,
что многие люди не могут их воспринять,
освоить, усвоить, найти свой новый
путь в столь сложное время. Отсюда
и те социальные патологии, которые
являются сейчас болью нашего общества
— преступность, алкоголизм, наркомания,
самоубийства.
Очевидно, пройдет время
и люди научатся жить в новых социальных
условиях, искать и находить смысл жизни,
но для этого нужен опыт свободы. Она породила
вакуум существования, сломав традиции,
сословия и прочее, она же и научит, чем
его заполнить. На Западе люди уже делают
некоторые успехи в этом направлении —
они дольше учились. Очень интересные
идеи на этот счет высказывает австрийский
ученый доктор В. Франкл. Он считает, что
для человека свойственно стремиться
к тому, чтобы жизнь его была осмысленной.
Если смысла нет — это тяжелейшее состояние
личности. Нет никакого общего для всех
людей смысла жизни, он уникален для каждого.
Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать,
изобрести; его нужно найти, он существует
объективно вне человека. Напряжение,
которое возникает между человеком и внешним
смыслом, — нормальное, здоровое состояние
психики.
Несмотря на то, что
смысл жизни каждого уникален,
путей, которыми человек может сделать
свою жизнь осмысленной, не так уж
и много: что мы даем жизни (в смысле
нашей творческой работы); что мы
берем от мира (в смысле переживаний,
ценностей); какую позицию мы занимаем
по отношению к судьбе, если не можем
ее изменить. В соответствии с этим можно
выделить три группы ценностей: ценности
творчества, ценности переживаний и ценности
отношений. Реализация ценностей (или
хотя бы одной из них) может помочь осмыслить
человеческую жизнь. Если человек делает
что-то сверх предписанных обязанностей,
привносит что-то свое в работу, то это
уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни
может дать и переживание, например, любовь.
Даже одно-единственное ярчайшее переживание
сделает осмысленной прошлую жизнь. Но
глубже третья группа ценностей — ценности
отношения. К ним человек вынужден прибегать
тогда, когда не может изменить обстоятельства,
когда попадает в экстремальную ситуацию
(безнадежно болен, лишен свободы, потерял
любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах
человек может занять осмысленную позицию,
ибо жизнь человека сохраняет свой смысл
до конца.
Вывод можно сделать
достаточно оптимистический: несмотря
на духовный кризис у многих людей
современного мира, выход из этого
состояния все-таки найдется по мере
того, кaк люди будут осваивать новые свободные
формы жизни, возможности самореализации
своих способностей, достижения жизненных
целей.
Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).
Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:
стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.
Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:
объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
социально-психологических
качеств самой личности.
Например, большинство
членов традиционного или кризисного
общества, в которых проблема выживания
является главной, вынуждены придерживаться
стратегии жизненного благополучия.
В демократическом обществе с развитыми
рыночными отношениями наиболее популярной
является стратегия жизненного успеха.
В социальном обществе (государстве), в
котором для подавляющего большинства
граждан решены основные социальные проблемы,
весьма привлекательной может быть стратегия
жизненной самореализации.
Жизненная стратегия
может быть выбрана индивидом
однажды и на всю жизнь, а может
меняться в зависимости от тех
или иных обстоятельств. Так, индивид
в полной мере реализовал стратегию
жизненного успеха и решил ориентироваться
на новую стратегию или индивид
вынужден отказаться от ранее избранной
стратегии (потерявший работу ученый,
обанкротившийся бизнесмен, уволенный
в отставку военный и т. д.).