Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
Введение………………………………………………………………..…2
1 Малые группы и коллективы как объекты управления………………3
Коллектив как объект управления…………………………………....3
1.2 Понятие и структура малых групп в психологии………………….10
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………13
Важная характеристика
системы внутригрупповых
Существенная характеристика социометрической структуры связана с наличием устойчивых констелляций межличностного предпочтения. Возникающие в группе мини-объединения могут быть различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отвержения в группе. Например, в группе могут быть представители, которых не любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями.
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой. Владение информацией — важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, немалые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют коммуникативным лидером. С другой — информация адресуется, как правило, высокостатусным членам группы, т.е. обладание информацией связано с мерой статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелателен характер передаваемой информации.
При анализе информационных
групповых связей часто используют термин «коммуникативная
сеть» и выделяют два типа таких сетей:
централизованные и децентрализованные.
Централизованные коммуникативн
Существует три варианта централизованных коммуникативных сетей:
1) фронтальная структура. Участники, не вступая в контакт, все же находятся рядом, видят друг друга, что позволяет учитывать поведение и реакции других участников взаимодействия;
2) радиальная структура. Вся информация передается всем членам группы только через центральное лицо, которое может затруднять получение обратной связи от партнеров, но при этом обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно;
3) иерархическая структура. Имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.
Децентрализованные
коммуникативные сети, основное отличие
которых состоит в «
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от целей и вида взаимодействия. Необходимость изучения существующих в группе коммуникативных сетей возникает в тех случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным для решения поставленных перед группой задач или при возрастании негативного эмоционального фона во взаимоотношениях.
Структура социальной власти в малой группе — это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на решение важных и значимых вопросов и задач группы. Социальная власть в группе реализуется через потенциальное и актуальное право на влияние и может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены две: руководство и лидерство.
Структура связей коллектива имеет черты сходства с описанными выше системами социальных отношений для малой контактной группы, но обладает некоторыми специфическими чертами. В социальной психологии выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру коллектива, являющуюся совокупностью всех внутриколлективных отношений.
Формальная структура определяется технологическим разделением труда, официальными правами и обязанностями членов коллектива. В соответствии с ними каждый работник, реализуя свои функции, взаимодействует с остальными членами коллектива предписанным ему образом. Такое предписание может быть в виде административно-правовых актов, официальных должностных инструкций, приказов, других нормативных документов. Очевидно, что формальная структура коллектива включает в себя и аппарат управления, и его функции. Неформальная структура представляет собой спонтанно сложившуюся совокупность реальных отношений между членами данного коллектива. Обычно в основе появления таких отношений лежат психологические факторы: потребность в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, склонность к доминированию и др. При этом из рассмотрения не исключаются также некоторые формальные предпосылки, которые облегчают людям вступление в неофициальные контакты. К таким предпосылкам можно отнести технологические особенности трудового процесса, сходство членов коллектива по полу, возрасту, семейному положению. Влияние этих предпосылок на структуру коллектива проявляется, прежде всего, через психологические механизмы внутригрупповых отношений.
Следовательно, в структуре профессионального коллектива выделяют формальную, технологически обусловленную структуру, и неформальную, преимущественно психологическую структуру межличностных отношений. Эти более сложные структурные характеристики коллектива определяются, как уже отмечалось, наличием у него социально признаваемой цели профессиональной деятельности. В связи с этим функционирование коллектива более сложное, что детерминирует высокие требования к эффективности управления его жизнедеятельностью.
Неоднородность структуры коллектива и наличие профессиональных задач выступают предпосылками существования различных критериев эффективности функционирования коллектива: продуктивности его деятельности и удовлетворенности содержанием и условиями труда его членов. Соответственно по ним оценивается эффективность управления производственным процессом и жизнедеятельностью коллектива.
В качестве экономических
показателей продуктивности коллектива называются
различные критерии: прибыль, рентабельность,
На состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывают влияние существующая обстановка в обществе, характер общественных отношений, а также особенности данной сферы трудовой деятельности, реализуемых в ней управленческих процессов, специфика связей с иными трудовыми коллективами.
Другую важную группу факторов, формирующих психологический климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе. К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на социально-психологический климат оказывают его неофициальная организационная структура и психологические особенности лидера и руководителя. Благополучный социально-психологический климат повышает эффективность психологической адаптации сотрудников к условиям данного коллектива.
1.2Понятие и структура малых групп в психологии
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
Малую группу характеризует
психологическая и
Малые группы могут быть
разными по количественному составу:
от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуре
отношений, существующих между их членами;
неодинаковыми по индивидуальному
составу, характеру ценностей, норм
и правил, которых придерживаются
их члены, межличностным отношениям,
целям и содержанию деятельности.
Условными или номинальными называются
группы, которые объединяют людей, не
входящих в состав ни одной малой
группы. В противоположность им выделяются
реальные группы. Они представляют
собой действительно
Слаборазвитые малые группы
характеризуются тем, что в них
нет достаточной
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию.
Регуляторы мотивации | ||
1. Рабочая среда |
2. Вознаграждение |
3. Чувство безопасности |
Рабочее место Уровень шума Фоновое звучание музыки Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы |
Зарплата и прочие выплаты Выходные Дополнительные выгоды Системы медобслуживания Социальные проблемы |
Опасение стать лишним Ощущение своей принадлежности к компании Уважение и одобрение окружающих Приемлемый стиль управления Отношения с окружающими Осведомленность о том, как в компании обращаются с работниками |
Главные мотиваторы | ||
4. Личностное развитие |
5. Чувство причастности |
6. "Интерес и вызов" |
Ответственность Экспериментирование Новый опыт Возможности для обучения |
Владение информацией Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство |
Интересные проекты
|
Заключение
Информация о работе Малые группы и коллективы как объекты управления