Малые социальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

1. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП»
Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
1) наличие внутренней организации;
2) общая (групповая) цель деятельности;
3) групповые формы социального контроля;
4) образцы (модели) групповой деятельности;
5) интенсивные групповые взаимодействия

Вложенные файлы: 1 файл

контр..docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

  Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса [7].

Благодаря трудам Э. Мэйо стали известны выводы из эксперимента, которые легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

Индивидуальное  вознаграждение труда должно быть дополнено  вознаграждением групповым.

Экономическое вознаграждение должно быть дополнено  вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность  трудом.

Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических  и моральных поощрений.

Еще одним методом для изучения малых групп является метод социометрии (Я. Морено). Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы [8].

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая  группа - модель общества, на ее примере  видно, что для жизни людей  важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных  отношений, которая должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных  привязанностей часто не совпадает  с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в  малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты [4].

Особенностью  социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса) [2].

Таким образом, можно выделить позитивные и негативные характеристики малых социальных групп.

Позитивные:

- возможность  контактировать, то есть обмениваться  информацией;

- участники группы стремятся  достичь общей цели, удовлетворяющей  потребностям общества;

- возможность реализовать себя  в группе;

- облегчение нагрузки на менеджмент;

- позитивные социальные нормы;

- улучшение коммуникаций;

- снижение конфликтности.

Негативные:

- возможность формирования противоречивых с организацией целей;

- ограничение интенсивности и результативности деятельности;

 - сопротивление изменениям;

- конформизм;

- негативные социальные нормы;

-  жесткий социальный контроль.

Чтобы устранить  негативное и усилить позитивное влияние неформальных групп, руководству  целесообразно:

- признать их существование;

- учитывать мнение неформальных лидеров и членов группы;

- привлекать неформальные группы к принятию решений;

- формировать эффективную систему формальных коммуникаций.

Взаимовлияние личности и группы может носить как  положительный, так и отрицательный  характер. Руководителю следует учитывать, что изменения, порождаемые этим взаимовлиянием, могут превращаться в личностные черты или групповые нормы [6].

Одним из важных аспектов функционирования организации  является межгрупповое взаимодействие. Для формирования позитивных отношений  между группами в организации  руководителю целесообразно увеличивать  количество межгрупповых контактов  и обмен работниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

Укажите, к какому признаку классификации можно отнести указанные группы:

А) постоянные и временные;

Б) государственные, смешанные и частные;

В) формальные и неформальные;

Г) официальные  и неофициальные;

Д) производственные, торговые и научные;

1) по  статусу;

2) по  формам собственности;

3) по  характеру внутренних связей;

4) по  характеру деятельности;

5) по  времени действия.

Ответ: 1-Г;

           2- Б;

             3- В;

             4- Д;

             5- А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.

3. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

4. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2000.

5. Психологин совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Идя-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.

6. Розанова В.А. Психология управления. – М.: управление персоналом, 2003.

7. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-но «.Питер», 2000

8. Тидор С.Н. Психология управления: От личности к команде. – Петрозаводск,1997.

9. Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты. – СПб.: Питер,2001.

 


Информация о работе Малые социальные группы