Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:49, реферат
Основной элемент манипулирования обществом — отвлечение внимания масс от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения ↓↓↓
информационного пространства малозначительными отвлекающими сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать действительно важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
5 способов манипулирования.
1. Отвлечение внимания.
Основной элемент манипулирования обществом
— отвлечение внимания масс от важных
проблем и решений, принимаемых политическими
и экономическими правящими кругами, посредством
постоянного насыщения ↓↓↓
информационного пространства малозначительными
отвлекающими сообщениями. Прием отвлечения
внимания весьма существенен для того,
чтобы не дать гражданам возможности получать
действительно важные знания в области
науки, экономики, психологии, нейробиологии
и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан
от настоящих социальных проблем, переключая
его на темы, не имеющие реального значения.
Добиваться того, чтобы граждане постоянно
были чем-то заняты и у них не оставалось
времени на размышления; с поля – в загон,
как и все прочие животные (цитата из книги
«Тихое оружие для спокойных войн»).
2. Создавать проблемы и предлагать методы
решения.
Другое название этого способа манипулирования
— «проблема-реакция-решение». Создается
проблема, некая «ситуация», рассчитанная
на то, чтобы вызвать определенную реакцию
среди населения с тем, чтобы оно само
потребовало принятия мер, которые необходимы
правящим кругам. Например, допустить
раскручивание спирали насилия в городах
или организовать кровавые теракты для
того, чтобы граждане потребовали принятия
законов об усилении мер безопасности
и проведения политики, ущемляющей гражданские
свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы
заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание
работы городских служб.
3. Постепенное применение.
Чтобы добиться внедрения какой-либо непопулярной
меры, достаточно вводить ее постепенно,
день за днем, год за годом. Именно таким
образом были навязаны принципиально
новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого
века.
Сведение к минимуму функций государства,
приватизация, неуверенность, нестабильность,
массовая безработица, заработная плата,
которая уже не обеспечивает достойную
жизнь. Если бы все это произошло одновременно,
то наверняка привело бы к революции.
4. Отсрочка исполнения.
Другой способ продавить непопулярное
решение заключается в том, чтобы представить
его в качестве «болезненного и необходимого»
и добиться в данный момент согласия граждан
на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы
в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет
немедленно. Во-вторых, потому, что народ
в массе своей всегда склонен лелеять
наивные надежды на то, что «завтра все
изменится к лучшему» и что тех жертв,
которых от него требуют, удастся избежать.
Это предоставляет гражданам больше времени
для того, чтобы свыкнуться с мыслью о
переменах и смиренно принять их, когда
наступит время.
5. Обращаться к народу как к малым детям.
Психологический прием. В большинстве
пропагандистских выступлений, рассчитанных
на широкую публику, используются такие
доводы, персонажи, слова и интонация,
как будто речь идет о детях школьного
возраста с задержкой в развитии или умственно
неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести
в заблуждение слушающего, тем в большей
степени он старается использовать инфантильные
речевые обороты. Почему? «Если кто-то
обращается к человеку так, как будто ему
12 или меньше лет, то в силу внушаемости,
в ответе или реакции этого человека, с
определенной степенью вероятности, также
будет отсутствовать критическая оценка,
что характерно для детей в возрасте 12
или менее лет.