Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:28, реферат
Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.
Введение.....................................................................................3
Начало выступления..................................................................4
Способы удержания внимания.................................................6
Способы поддержания внимания.............................................9
Как завершать выступление? .................................................11
Особенности ораторской речи................................................14
Искусство оратор.....................................................................16
Заключение...............................................................................20
Список используемой литературы.........................................21
Воспоминания о провале. Нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений действительно может оказаться неудачным.
Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем скрупулезного анализа выступления, способа изложения информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, позы и др.).
При этом словосочетание «молодой оратор» не означает возраст, а прежде всего подразумевает опыт. Одному из слушателей курса Д. Карнеги по искусству речи Дж. О'Хэйру исполнилось сорок лет, когда он решился пойти учиться ораторскому мастерству.
Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.
К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления, оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сделает оратор-профессионал? Прежде всего сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторит последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть...».
Еще пример — оратор оговорился. Как
тут поступить? Извиниться перед аудиторией:
«Прошу прощения, я оговорился. Такое с
каждым может случиться. Я, конечно же,
имел в виду следующее...», или сделать
вид, что никакой оговорки вообще не было?
Все зависит от существа оговорки.
Следует быстро определить, меняется ли
от этого смысл высказывания? Могут ли
слушатели из контекста понять, что в действительности
должно было быть высказано? В соответствии
с этим и выбирается вариант речевого
поведения.
Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжать выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из тех, кто все-таки заметит, будет снисходительно к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправить себя. Бывает и такое: слушатели зевают, переговариваются друг с другом, ухмыляются, что-то выкрикивают с места, а некоторые даже покидают зал в разгар выступления.
Здесь надо помнить, что не всякая негативная реакция слушателей вызвана оратором или относится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступления.
Совсем другие причины могут побудить отдельных слушателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или прием у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мастера по ремонту телевизора, посещение больного и т.д. Возможно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора.
Не следует спешить, волноваться, если у кого-то из слушателей слипаются глаза. Возможно, они провели бессонную ночь: подготовка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затянувшийся домашний праздник и т. д.
Поэтому не стоит отпускать в их адрес резких реплик, что может негативно повлиять на оставшихся слушателей. Напротив, рекомендуется оживить свою речь, чтобы как-то удержать внимание слушателей, разнообразить ее речевыми тактиками (примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором) с учетом конкретной речевой ситуации.
Разговоры в аудитории могут
быть вызваны тем, что предыдущий
оратор высказал то же самое
или прямо противоположное, и
слушатели обмениваются
Из зала послышались реплики — опытный
оратор быстро оценивает изменение речевой
ситуации в связи с этим: помешает ли реплика
достижению цели выступления и в какой
степени (ни в коем случае, незначительно,
существенно). В соответствии с этой оценкой
он может либо просто игнорировать реплики,
либо отмечать их, либо аргументированно
отвечать на них сразу же или в соответствующем
месте выступления.
Проигнорировать можно реплику незначительную или банальную. Если слушатель повторяет ее, можно предложить ему высказать свое мнение в выступлении. Если реплика представляет, по мнению оратора, определенный интерес для решения затронутой проблемы, то следует рассмотреть ее сразу или пообещать вернуться к ней при изложении соответствующей части выступления. Но не забыть обязательно вернуться!
Если же ясно, что, грубой репликой слушатель хочет сбить или вывести из равновесия оратора, подвергая при этом сомнению саму цель выступления, то желательно сразу же переходить в наступление и остроумными и неожиданными выражениями парировать реплики с места, конечно, не опускаясь при этом до оскорбительных фраз.
Заключение
Чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя главное из своего устного выступления, оратор должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:
- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
- умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и
психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
- умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
- безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой,
жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
- умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
Список используемой
литературы
1. Баева О.А. Ораторское искусство
и деловое общение: Учеб. пособие. -Л.: Новое
знание, 2000. - С.107-109
2. Волков А.А. Курс современной риторики
– М.: 2001г
3. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М.: Знание, 1978. - С. 29
4. http://bugabooks.com/book/155-
ustnogo-vystupleniya.html
5. http://otherreferats.allbest.
6. http://lifeis3d.ru/soveti/kak-
soveta-dlya-vas.html
7. http://knowledge.allbest.ru/
8. http://iorator.ru/blog/