Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:54, реферат
Материнское поведение - забота о потомстве, направленная на его выживание; у многих биологических видов свойственна преимущественно самкам, причём на определённые сроки. Для человека более адекватным является термин родительское поведение, так как и отцы и мать в равной степени и на протяжении всей своей жизни заботятся о собственных (часто и о чужих) детях, только делают они это по-разному. Матери, как говорят, любят своих детей такими, какие они есть, а отцы – такими, какими они хотят их видеть.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение данной формы поведения и его основные критерии (свойства)………………………………………………………………………….3
2.Что в данной форме поведения является врожденным (инстинктивным)………………………………………………………………….4
3. Когда данная форма поведения появляется в филогенезе (у какой группы животных и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности)………….5
4. Когда эта форма поведения проявляется впервые в онтогенезе у человека……………………………………………………………………………5
5. Что необходимо для запуска этой формы поведения (внутренний – гуморально-гормональный статус и внешний пусковой стимул)……………………………………………………………………………..5
6. Можно ли эту форму поведения отнести к приобретенному поведению…………………………………………………………………………5
7. Приспособительное значение данной формы поведения………………………………………………………………………….6
8. Чем по данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих (или на кого из животных это похоже)…………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………...7
Список литературы……………………………………………………………....8
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Определение данной формы
поведения и его основные критерии (свойства)……………………………………………………
2.Что в данной форме поведения
является врожденным (инстинктивным)………………………………………
3. Когда данная форма поведения появляется
в филогенезе (у какой группы животных
и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности)………….5
4. Когда эта форма поведения
проявляется впервые в
5. Что необходимо для запуска этой формы
поведения (внутренний – гуморально-гормональный
статус и внешний пусковой стимул)……………………………………………………………
6. Можно ли эту форму поведения отнести
к приобретенному поведению………………………………………………………
7. Приспособительное значение данной
формы поведения………………………………………………………
8. Чем по данной форме поведения человек принципиально
отличается от других млекопитающих (или
на кого из животных это похоже)……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
За долгое время существования жизни на земле, произошло множество эволюционных изменений. В частности, с развитием высших организмов, появилось такое удивительное их свойство, как материнское поведение. В своей работе я рассмотрю данную форму поведения.
1.Материнское поведение - забота о потомстве, направленная на его выживание; у многих биологических видов свойственна преимущественно самкам, причём на определённые сроки. Для человека более адекватным является термин родительское поведение, так как и отцы и мать в равной степени и на протяжении всей своей жизни заботятся о собственных (часто и о чужих) детях, только делают они это по-разному. Матери, как говорят, любят своих детей такими, какие они есть, а отцы – такими, какими они хотят их видеть
Функции материнского поведения:
В материнском поведении различают три стадии отношения матери к детенышу:
2. Что в данной форме поведения является врожденным (инстинктивным).
В рассматриваемой форме поведения врожденным (инстинктивным) является:
3. Когда данная форма поведения появляется в филогенезе (у какой группы животных и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности)
Проанализировав несколько источников, могу предположить, что данная форма поведения в первые появляется еще у насекомых. Например, у самок роющих ос. Известно, что самка роет норки, в которые помещает свои яйца, обеспечивая тем самым им защиту и укрытие от хищников. Туда же она помещает парализованную добычу, обеспечивая потомство заготовленной пищей. Однако данная форма заботы о потомстве достаточно опосредована, ведь самка уже не присутствует при появлении личинок на свет.
Более полно она проявляется у млекопитающих. Это связано с развитием нервной системы последних. Недаром «млекопитающие» - группа животных, вскармливающих своих детенышей молоком, то есть проявляющих непосредственную заботу о потомстве.
4. Когда эта форма поведения проявляется впервые в онтогенезе у человека;
В онтогенезе человека материнское поведение впервые проявляется в раннем возрасте, когда девочка начинает проявлять заботу в игре с куклой (3-5 лет).
5. Что необходимо для запуска этой формы поведения (внутренний – гуморально-гормональный статус и внешний пусковой стимул);
Для запуска рассматриваемой формы поведения необходимо наличие в крови матери таких гормонов как окситоцин и пролактин. Этот гормональный механизм включается при первом кормлении, что является внешним пусковым стимулом.
6. Можно ли эту форму поведения отнести к приобретенному поведению;
На мой взгляд, материнское поведение нельзя полностью отнести ни к приобретенному ни к врожденному. Отчасти, оно является инстинктивным, что обусловлено эволюционными особенностями (например, забота о сохранении потомства, говоря глобально, - является важным моментом в развитии каждого вида живых организмов, без которого организмы уже вымерли бы). Но при этом, по мнению многих ученых, научение – так же является важным моментом в развитии материнского поведения. Дам определение приобретенного поведения.
Приобретенным поведением называются все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
Известно, что мать, не имеющая опыта наблюдения за воспитанием младенца, например выросшая в детском доме, может проявлять материнское поведение не хуже матерей, выросших в полных семьях.
Однако, все же важно отметить, что научение (у высших организмов) так же является немаловажным моментом в формировании материнского поведения, например – игры в куклы у маленьких девочек, копирующих образ поведения своей матери.
7. Приспособительное значение данной формы поведения;
Приспособление (адаптация) - изменения живого организма под воздействием внешней среды и результат этого изменения.
Как известно, наиболее ярко данная форма поведения проявляется у млекопитающих. Чем выше организм стоит в эволюционной цепи, тем сильнее она проявляется. Это связано с наличием у высших организмов высокоразвитой нервной системы, на развитие которой (в онтогенезе) требуется более длительное время по сравнению с более низшими организмами. Детеныш рождается на свет еще не приспособленным к самостоятельному обитанию во внешней среде. В этот период ему необходима защита и забота, которую он не может себе обеспечить. Поэтому материнское поведение в процессе эволюции было развито как адаптация параллельно с развитием высшей нервной системы.
8. Чем по данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих (или на кого из животных это похоже).
Человек принципиально отличается по данной форме поведения от других млекопитающих длительностью периода, а так же выработкой привязанности. Мать человеческой особи может проявлять заботу о своем потомстве в течение всей жизни, в то время как остальные животные как правило прекращают свою заботу с достижением потомства самостоятельности. Нечто подобное наблюдается у некоторых высших животных, например у обезьян.
Заключение.
Материнская забота - одна из главных сил, определивших облик класса млекопитающих. Само название класса, к которому мы принадлежим, подчеркивает ключевую роль взаимодействий между матерью и детенышами: млекопитающие - кормящие молоком.
В системе существует тонкая синхрония отношений - на каждой фазе развития детеныша все то, чего он делать не умеет, выполняет за него мать. В течение онтогенеза этот баланс непрерывно меняется.
Список литературы
1.Зорина З.А. Зоопсихология: Элементарное мышление животных: Учеб. пособие. /З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2007г.
3.Ступина С.Б. Зоопсихология. – М.: Высшее образование, 2008г.
4.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001г.
5.Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология. — 3-е изд., М.,2007г