Материнство как психо-социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое изучение психологических аспектов готовности женщины к материнству.
Задачи исследования:
1.Изучение основных аспектов материнства в психологии
2.Определение факторов психологической готовности женщины к материнству
3.Изучение основных мотивов материнства
4.Рассмотрение потребностно-эмоциональной и ценностно-смысловой готовности женщины к материнству

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Основные аспекты исследования материнства в психологии……………… 5
1.Культурно-исторические аспекты материнства……………………….... 5
2.Биологические аспекты материнства……………………………………. 6
3.Психологические аспекты материнства…………………………….…… 7
2.Психологическая готовность женщины к материнству…………………... 9
1.Показатели психологической готовности к материнству……………… 9
2.Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству……………………………………………………………… 11
3.Основные мотивы материнства………………………………………… 12
4.Потребностно-эмоциональная готовность к материнству………….… 13
5.Ценностно-смыловая готовность к материнству……………………… 13
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 17
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

Мещерякова С.Ю., не претендуя  на полноту и окончательную завершённость  модели психологической готовности к материнству, предполагает, что  выделенные показатели в совокупности могут  отражать её уровень и служить  основанием для прогноза эффективности  последующего материнского поведения.

2.2.  Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству

Милосердова Е. выделяет два  основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

  1. Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом  и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
  2. Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.

Брутман В.И. рассматривает  готовность к материнству как  способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся  в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или  неготовности к материнству, автор  связывает с ценностью ребёнка  для матери[1].

Матвеева Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [5].

Потребность в материнстве  – комплексная потребность. Она  подразумевает рефлексию своих  состояний  и стремление к их переживанию  в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей.

Таким образом, психологическая  готовность женщины к материнству  заключается в субъективной, эмоциональной  готовности, проявлению любви и привязанности  к еще не рожденному младенцу, способности  будущей матери обеспечить своему ребенку  наиболее оптимальные условия развития, признание высшей ценности своего малыша.

Иванников В.А. считает, что  потребность в материнстве –  необходимое, но не достаточное  условие  для материнской деятельности, и  побуждение к действию есть результат  особого процесса – процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором.

2.3.  Основные мотивы материнства

Филиппова Г.Г. выделяет следующие  основные мотивы материнства[12]:

  1. достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
  2. удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);
  3. стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);
  4. реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
  5. компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
  6. решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
  7. любовь к детям (самый сложный мотив, в котором  сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других  и т.п.);
  8. достижение критического для деторождения возраста.

Различные обстоятельства создают  совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребёнка  для каждой женщины. Потребность в детях -  центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует.

2.4.  Потребностно-эмоциональная готовность к материнству

Потребностно-эмоциональная  готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на  роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.

Положительное отношение  к беременности влечёт за собой спокойное  её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести  ради ребёнка любые трудности  и ограничения. Не смотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины  вызывает положительные эмоции, она  находится в «предвкушении» будущего материнства.

    1. Ценностно-смыловая готовность к материнству

Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной  высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.

Уровень ценности материнства  для женщины определяется уровнем  ценности  ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка[13]:

  1. эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);
  2. повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация  на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
  3. замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок -  как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ  и т.п.)
  4. полное отсутствие ценности.

Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится  увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет  жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в  процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании  того, что в детях он найдёт своё продолжение. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей  самым дорогим существом, для  воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает  благородная цель, обогащающая смысл жизни человека[14].

Хорват Ф. считает, что  материнство всегда будет главной  частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к  жизни  является результатом счастливого  материнства. Ничто не может с  такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы  успешно. Материнство в жизни  женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль[15].

Неотъемлемой частью психологической  готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Хорват Ф. считает, что ответственность  – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства  и появляется благодаря материнской  любви. Материнская любовь неразрывно связана  с чувством ответственности  за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт  ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при  более или менее ясном представлении  о поставленных целях, при ясном  понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей  деятельности, своих намерений  и усилий. Женщина полностью несёт  ответственность за своё желание  стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

  1. Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка.
  2. Материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
  3. Основной  детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству.
  4. Успешность выполнения материнских функций  и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.
  5. Психологическая готовность женщины к материнству - специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поток современных исследований в области психологии материнства и смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Многие авторы отмечают важность психологической готовности женщины к материнству.

В результате литературного  обзора по выбранной теме можно заключить  что, материнство - основная биологическая  функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание  ребенка. Одной из определяющей чертой готовности женщины к данному  периоду должна быть общая личностная зрелость. А так же способность  к принятию решений и ответственности, прочная привязанность, отсутствие зависимостей. Женщина должна иметь  такие личностные качества необходимые  для эффективного материнства как; способность к совместной деятельности, творческие способности, интерес к  развитию другой личности, интерес  к деятельности выращивания и  воспитания, умение получать удовольствие. Очень важен адекватный стиль  эмоционального взаимодействия с ребенком, операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками такими как уверенность, бережность, ласковость движений. Все эти качества матери необходимы для воспитания целостной  личности ребенка. Практические исследования в области психологии материнства  свидетельствуют, что для эффективной  подготовки женщины к рождению и  воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях. Таких как - повышение  личностной зрелости, коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком. Материнство - это целая  наука которую должна постичь  женщина в течении своей жизни.

Представленный краткий  обзор современного состояния исследований в области психологии материнства  позволяет заключить, что существует целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит  о большом интересе исследователей и востребованности этой темы в современной науке и практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности / В.И Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии – 1997.  –  №7. – С. 38 – 47.
  2. Дерменжи С.В. Психологические особенности готовности женщины к материнству / С.В Дерменжи, С.П. Суворова // Вестник института семьи: Периодический научно-практический журнал. – Вып. 3. – Екатеринбург: УрГИ, 2009. – 74 с.
  3. Дойч Э. Психология женщины / Э.Дойч // Хрестоматия по перинаталь<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Материнство как психо-социальный феномен