Межличностное восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, реферат

Краткое описание

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Содержание

Содержание :
Введение …………………………………………………………………………………………………………………….......................
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия…………………………………..
Проблема межличностного восприятия в психологии…………………………………….........................
Особенности восприятия учителя детьми………………………………………………………….......................
Вывод по главе 1……………………………………………………………………………………………………………....................
Глава 2. Экспериментальное изучение восприятия учителя младшими школьниками………………
Вывод по главе 2………………………………………………………………………………………………………………………………..
2.1. Методы. Методики и организационное исследование восприятия младших школьников ..………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач(3).docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

                     В психолгии существует такое понятие как аттракция - механизм межличностного восприятия. Аттракция- (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция также является процессом формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продуктом этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в аффективных категориях[6]. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении. Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли “экологических” характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях “помогающего” поведения.  
 
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.  
 
Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации (стремление быть в обществе, здесь – вместе с другом, друзьями), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. 
 
Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п.

Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Теоретические данные не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования, посвященные  аттракции немногочисленны.

 

Методы измерения межличностной  аттракции. Шкала социальной дистанции.

                     Понятие социальной дистанции, которое ввел американский социолог Э.Богардус  в начале XX в., характеризует близость (отчужденность) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.  
С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. 

Максимальная социальная дистанция - означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально.

Минимальная социальная дистанция - способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.:  Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. -  С 234 

 
[2] Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 30

 
[3] Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. - С. 5

 
[4] Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А.. Социальная психология: Хрестоматия:— М: Аспект Пресс2003.- С 136

 
[5] Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., - 1982 С .

 
[6] Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений Издательство московского университета, 1987.- С.87

1

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межличностное восприятие