Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:43, реферат
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Введение
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...".
К структуре общения можно
подойти по-разному, как и к
определению его функций. Можно
характеризовать структуру
Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация в узком
смысле слова, состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Особый круг проблем межличностного
восприятия возникает в связи
с включением в этот процесс специфических
эмоциональных регуляторов. Люди не
просто воспринимают друг друга, но формируют
друг по отношению к другу определенные
отношения. На основе сделанных оценок
рождается разнообразная гамма
чувств -- от неприятия того или иного
человека до симпатии, даже любви к
нему. Область исследований, связанных
с выявлением механизмов образования
различных эмоциональных
1. Понятие аттракции.
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.
Аттракция -- это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой -- какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в
процесс межличностного восприятия
с особой четкостью раскрывает ту
характеристику человеческого общения,
которая уже отмечалась выше, а
именно тот факт, что общение всегда
есть реализация определенных отношений
(как общественных, так и межличностных).
Аттракция связана
Исследование аттракции в социальной психологии -- сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.
До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.
Однако логика изучения межличностного
восприятия заставила социальную психологию
принять и эту проблематику, и
в настоящее время
Аттракцию можно рассматривать
как особый вид социальной установки
на другого человека, в которой
преобладает эмоциональный
Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.
Исследование аттракции
в контексте групповой
Выделены различные уровни аттракции:
симпатия,
дружба,
любовь.
Законы аттракции.
1-й закон: понять - это
не значит принять. Нужно,
Условия принятия:
непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;
необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;
положительное отношение к сообщающему.
2-й закон аттракции:
при прочих равных условиях
люди легче принимают позицию
того человека, к которому испытывают
эмоциональное положительное
Шкала отношений
- +
- - + +
- - - + + +
------------------------------
A B C D E F
A - его антипод;
В - явная антипатия;
С - относится скорее отрицательно, чем положительно;
D - относится скорее положительно, чем отрицательно;
E - можно назвать другом;
F - боготворит вас.
Рассмотрим общий
иметь для партнера эмоциональное значение;
это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).
В этом суть механизма формирования приема аттракции.
2. Межличностная аттракция.
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.
Исследование факторов
межличностной аттракции
Внимание, уделяемое этому
феномену, привело к появлению
многочисленных и разнообразных
исследований. Особый интерес вызывали
вопросы возникновения
Следует отметить и традиционную
стимульно-реактивную ориентацию исследований.
Многочисленные детерминанты аттракции,
выявленные в них, как правило, выступают
в качестве стимулов, что и обусловливает
построение соответствующих (по Карнеги)
рекомендаций. Присущая тому времени
исследовательская эйфория
В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.
Другая модификация
Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:
1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.
2. Позитивные чувства
3. Стимулы оцениваются
в определениях вызываемых ими
чувств. Оценка позитивна в случае
возникновения позитивных
4. Любой нейтральный стимул,
ассоциируемый с позитивным
Соответственно, вызывание
симпатии или антипатии конкретными
людьми связано с теми чувствами,
которые ассоциируются с ними.
Безусловно, поведенческая интерпретация
феномена межличностной аттракции
является слишком упрощенной, но, одновременно,
полностью соответствующей
В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.
Единственно четко зафиксированной
констатацией является тот факт, что
люди предпочитают выстраивать позитивные
отношения с теми, кто создает
возможности для
Психологи Фоа утверждают
шесть типов межличностных
1. Товары -- любые продукты или объекты.