Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ…….6
1.1.Функции и структура общения в межличностных отношениях……….6
1.2.Система межличностных отношений…………………………………....7
1.3.Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях...12
1.4.Механизмы психологической защиты в межличностных отношениях………………………………………………………………………... 13
2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ…………………………………………………………………...14
2.1.Чувства и эмоции в межличностных отношениях…………………….14
2.2.Проблемы межличностных отношений в коллективах……………….15
2.3.Психологическая несовместимость межличностных отношений в коллективах…………………………………………………………………………16
2.4.Сплочение коллектива в межличностных отношениях……………….18
3.ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....19
3.1.Межличностные отношения в трудовом коллективе………………....19
3.2Межличностные отношения в коллективе подростков………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

     Малая группа делится на микро группы, и чем больше малая группа, тем большее количество микро групп в ней существует. Каждая микро группа имеет свою социометрическую структуру. Часто микро группа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микро группы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д.

     Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа.

     Первый  тип — нормативный, свидетельствующий  о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

     Второй тип — поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микро группы, отвергающие друг друга.

     Третий  тип — наиболее неблагоприятный  для группы, когда отверженным  будет только один, выступающий в  качестве ответчика за все недоразумения, так называемый "стрелочник". Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает "стрелочника" всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый "виноватый" на соответствующую роль.

     Групповые привычки в системе межличностных  отношений формируются точно  так же, как и любые другие групповые действия. Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом.

     Важнейшими  характеристиками системы внутригрупповых  предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие  устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микро группами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности. 

1.3. Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях

     В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

     Взаимодействие  – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.

     Социальная  жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

- субъекты  связи (два человека или тысячи  людей);

- предмет  связи (по поводу чего осуществляется  связь);

- механизм регулирования взаимоотношений.

     Прекращение связи может происходить при  изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи  с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между  людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. 

1.4. Механизмы психологической защиты в межличностных отношениях

     Механизмы психологической защиты действуют на подсознательном уровне и представляют собой систему регуляции личности, направленную на устранение негативных переживаний. Нормативный уровень психологической защиты есть у каждого человека. Существуют индивиды, у которых действие психологической защиты является чрезмерным.

     Кроме психологической защиты выделяют такие  специфические нарушения при  переживании человеком отношений  в группе: эмоциональное застревание  и эксплозивность.

     Эмоциональное застревание представляет собой состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Например, пережитая обида надолго “застревает” у злопамятного человека.

     Эксплозивность — повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция.

     В любой социальной группе, существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать эмоциональные предпочтения. Американский психолог Дж. Морено, рассматривая совокупность предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Морено считал, что психологическая комфортность человека зависит от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. 
 
 

2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

2.1. Чувства и эмоции в межличностных отношениях

     К проблеме межличностных отношении  в группе можно подходить с  различных сторон. Можно исследовать  форму этих отношений, их влияние  на личность, на обстановку в группе. И все эти аспекты межличностных отношений важны для современной практики.

Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые люди испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности.

     Чувство как показатель межличностных отношений  рассматривалось многими психологами. Люди ведут себя в соответствии с нормами. Но чувства определяют особенности восприятия, регулируют поведение.

     Чувства — это устойчивые переживания, которые связаны с удовлетворением потребностей. Они направляют взаимные ориентации людей. Чувства отличаются от эмоций — субъективных реакций на воздействие внутренних и внешних факторов. Чувства устойчивее эмоций. Чувства имеют определенные социальные функции. Социальные функции чувств определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации.

     Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека.

     Мобилизационная функция чувств проявляется в готовности человека действовать определенным образом. Чувства определяют общий энергетический уровень деятельности человека.

     Интегративно-защитная и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях.

     Не  все межличностные отношения  сопровождаются чувствами. Человек  может и не испытывать никаких  чувств по отношению к другому. Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают. Человек стремится избежать негативных переживаний в группе. 

2.2. Проблемы межличностных отношений в коллективах

     Конфликты в коллективе начинаются с разногласий  между членами формальной группы. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:

Внутриличностный. Самый частый пример такого конфликта заключается в ситуации, когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно его труда.

Межличностный. Самый часто встречающийся тип конфликта. Как пример, проявляется в борьбе руководства или коллег за использование того или иного оборудования, или в определении кандидатуры на интересующий вид деятельности. Возникают такие конфликты за счет разницы в характерах, взглядов и ценностей между членами коллектива.

Конфликт  между личностью  и группой. Здесь вопрос в большей степени касается неформальных групп и норм поведения в них существующих. Чтобы быть признанным в коллективе, нужно четко соблюдать эти правила. Любое мнение, идущее в разрез с мнением группы, может привести к такому типу конфликта.

Межгрупповой  конфликт. Касается, прежде всего, разногласий между формальными и неформальными группами коллектива. Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага.

     Из  проблем межличностных отношений  в коллективе существуют и различные  пути выхода. Рассмотрим наиболее эффективные.

Уклонение. Заключается в уходе от конфликта и пресечении его развития.

Сглаживание. Продиктовано убеждением, что ни к чему хорошему конфликт не приведет, а только негативно подействует на членов коллектива.

Принуждение. Заключается в попытке заставить окружающих принять лишь одну точку зрения, которую принуждающих человек считает правильной. Как правило, такой прием в отношении коллектива используют руководители организации.

Компромисс. Принятие точки зрения обеих сторон в сбалансированном виде, когда учитываются обе точки зрения, возникшие во время конфликта.

Решение проблемы. Заключается в готовности коллектива рассмотреть все точки зрения, понять причину конфликта и устранить её, придя к общему мнению.  

2.3. Психологическая несовместимость межличностных отношений в коллективах

     В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни факты, события его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных коллективах у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению  к общности. Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, навстречу друг другу. При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).

     Между общением, с одной стороны, и взаимоотношением – с другой существует определенная соотнесенность. Общение – это  видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение  – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непоказанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит его своеобразным содержанием. Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из этой должности деловые контакты.

Информация о работе Межличностные отношения