Межличностные отношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Опросник РОП. Анализ шкал семейных ценностей (Приложение 2) супругов показал значительное расхождение  в ответах обоих супругов, их ожидания и притязания в браке значительно  различаются (первый показатель – м., второй – ж.):

1. Сексуальная сфера  -  9 / 4

2. Общность интересов  -  5 / 9

3. Хозяйственно-бытовые  ценности  - 7/  8,5

4. Родительское воспитание -   4,5 / 7

5. Внешняя социальная  активность  - 5 /   8,5

6. Эмоционально-терапевтическая  функция брака – 5 /  9

7. Значение внешней  привлекательности -   6,5 /    9

Анализ социограмм супругов К. показал некоторые различия в  восприятии семьи.

Валерий:                                                             Нина:





 

 

 

Так, из рисунка видно, что Валерий также  помещает в круг семьи не только себя, жену и дочь, но и своих родителей (проживают отдельно). При этом Нина в круг семьи включает только себя,  мужа и дочь. Это может объясняться значительной привязанностью супруга к своим родителям. Также наблюдается разница в дистанции между обозначениями членов семьи: у супруга дистанция выражена только между членами своей семьи и родителями, между обозначениями членов собственной семьи дистанции нет, что говорит о наличии симбиотической связи. При этом в рисунке супруги выражена дистанция между членами семьи, при этом собственное обозначение отодвинуто в большей степени.

Тестирование показало, что у данной пары наблюдаются  значительные расхождения в ценностных ориентациях, в готовности принять  позицию другого. Наблюдается разница в интересах, в установка, в ожиданиях от партнёра и в собственном соответствии своим требованиям к другому. Данной паре требуется помощь не только консультанта, но и семейного психотерапевта, чтобы преодолеть свои «несовпадения» и оптимизировать свои взаимоотношения. Целесообразна и консультация психиатра для установления клинического диагноза и оптимизации поведения членов семьи.

Таким образом, мы установили, что особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов, в результате чего выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов

 

В ходе дальнейшей работы было использовано консультирование как  один из методов технологии социальной работы. Консультирование велось с  каждой парой по специально проработанному направлению. Направление работы с супружеской парой Кр. предполагало акцент на анализ кризисных периодов в семейной жизни, обсуждение путей возможных изменений в семье, в поведении партнёров и т.д. С семьёй К. акцент ставился на усвоение типа партнёрских отношений, на учёт интересов партнёра, на коррекцию поведения супругов.

В ходе планирования и  построения консультационной работы с  семьями учитывались требования к самому процессу и к личности консультанта, выделенные специалистами  в области семейного консультирования.

Консультант должен бережно относится как к индивидуальности клиента, так и к ценности других людей, анализировать содержание побуждений, переживаний клиента во взаимодействии с другими людьми. В этом процессе создаётся философская концепция  вопроса о человеческой сущности.

В контактах с клиентом консультант  должен отбросить всё негативное содержание человеческих взаимоотношений, нельзя находится в отношении  к клиенту в роли судьи или  обрушивать на него накопленные негативные переживания.

Консультант должен безоценочно принимать клиента (здесь пересечение с взглядами К.Роджерс), не становиться ему судьёй, не занимать позицию превосходства, не освобождаться от ответственности за судьбу своего клиента, поскольку это есть признаки профессиональной деформации. Важно быть спонтанным и продолжать изучать самого себя в ходе проводимой  психотерапии. Важно также предоставлять инициативу клиенту в решении вопроса о предмете взаимодействия, побуждая его к спонтанной активности [2].

Психологический  смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.  Только таким образом он сможет накапливать  опыт решения подобных  проблем и в будущем. Как               показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворёнными консультацией. 

Как отмечает Ю.Е.Алёшина [1], основная задача психолога – консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок клиента – как на других людей, так и на различные формы  взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменит своё отношение к происходящему, своё поведение.

Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие  в психологической практике. Существуют этические требования, следование которым  особенно важно. Рассмотрим этические нормы работы психолога-консультанта с клиентом.

  • Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую  психологическую поддержку, не осуждать, а стараться  понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
  • Ориентация  на нормы и ценности клиента. Этот принцип  подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
  • Клиентам запрещается давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Так, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать «гарантированный» совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берёт на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого.
  • Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия  ни в какие  общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого  правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговорённые законом во многих странах. В нашей стране таким исключением можно считать ситуацию, когда психолог узнаёт во время приёма о чём-либо, что является серьёзной угрозой для чьей-либо жизни.
  • Разграничение личных и профессиональных отношений.  Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские  отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, «в своём отечестве пророка нет»,  и  любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам.

В ходе консультации локус жалобы  клиента должен быть переведён с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Рассматривая структуру  консультации, Ю.Е.Алёшина предлагает условно разделить беседу консультанта с клиентом на четыре этапа:

  1. знакомство с клиентом и начало беседы,
  2. расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез,
  3. коррекционное воздействие,
  4. завершение беседы [1].

Интегрируя различные приёмы проведения семейного консультирования представителями  различных школ, используя многолетний опыт консультирования, Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, Н.Л.Васильева и др. сформулировали принципы и правила консультирования родителей:

  1. установление раппорта (контакта) и присоединение консультанта к клиенту;
  2. сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов

моделирования (по Д.Гордону);

  1. обсуждение психологического контакта. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения;
  2. уточнение проблемы клиента с целью максимальной её субъективизации и тестирование детско-родительских отношений;
  3. проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиента в успешность и безопасность процедуры консультирования:

а) обсуждение положительных  и отрицательных сторон сложившихся  стереотипов поведения,

б) совместный поиск новых  шаблонов поведения – «веера решений»;

  1. «экологическая проверка» (Р.Бендлер, Д.Гриндер): консультант предлагает клиенту представить себя в сходной ситуации через    5 – 10 лет и исследовать своё состояние;
  2. приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что клиент иногда нуждается в некоторых действиях, способствующих обретению уверенности, когда осваиваются новые шаблоны поведения. Он может получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов;
  3. в ряде случаев необходимо произвести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении клиентом заявленной цели и обретённого результата, но в ряде случаев консультант вынужден стимулировать отсоединение [42].

 

 

Заключение

 

Данное исследование проводилось в рамках изучения межличностных  отношений. Целью данного исследования стало изучение межличностных отношений  в семье.

В ходе исследования нами была проанализирована психологическая и научно-методическая литература по проблеме межличностных отнош8ений, межличностного восприятия, семейных отношений. Проведя анализ литературных источников, мы отметили, что институт семьи имеет основополагающее значение для развития и формирования личности человека, его межличностных отношений, положения в социуме.

Нами были решены поставленные в начале исследования задачи. Мы охарактеризовали особенности межличностных отношений  и межличностного восприятия в семье, рассмотрели консультирование и психотерапию семьи как пути оптимизации межличностных отношений между её членами.

Затем мы экспериментально изучили особенности межличностных  отношений в семьях испытуемых. Мы рассмотрели их индивидуальные личностные особенности, характер взаимоотношений, были построены и проанализированы социограммы, рассмотрены характеристики взаимопонимания и совпадения в сфере предпочтений и интересов каждого члена семьи.

Таким образом, мы установили, что существуют заметные различия в  восприятии членов семьи, а также  имеют место социальные проблемы, осложняющие межличностные отношения  в семье. Мы подтвердили исходную гипотезу о том, что особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов.

Данное исследование может представлять интерес для специалистов, работающих с семьями, и послужить началом более масштабного изучения межличностных отношений и особенностей межличностного восприятия внутри семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.
  2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
  3. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4. 
  4. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна //Вопросы психологии. - 1991. - N6.
  5. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.
  6. Бодалёв А.А. Психология о личности. М., 1988.
  7. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  8. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.
  9. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.
  10. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
  11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб, 2001.
  13. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия) // В кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993, с.319-328)
  14. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
  15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб, 2001.
  16. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. СПб, 1994.
  17. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.
  18. О положении семей в Российской Федерации. Доклад Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации. М., 1994.
  19. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.
  20. Обозов Н.Н. Психология межличностного восприятия. Киев, 1990.
  21. Обозов Н.Н. Психология межличностного восприятия. СПб, 2000.
  22. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
  23. Обозов Н.Н. Семья и семейные отношения. СПб, 2001.
  24. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.
  25. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.
  26. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.
  27. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсональн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Межличностные отношения в семье