Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35
Опросник РОП. Анализ шкал семейных ценностей (Приложение 2) супругов показал значительное расхождение в ответах обоих супругов, их ожидания и притязания в браке значительно различаются (первый показатель – м., второй – ж.):
1. Сексуальная сфера - 9 / 4
2. Общность интересов - 5 / 9
3. Хозяйственно-бытовые ценности - 7/ 8,5
4. Родительское воспитание - 4,5 / 7
5. Внешняя социальная активность - 5 / 8,5
6. Эмоционально-терапевтическая функция брака – 5 / 9
7. Значение внешней привлекательности - 6,5 / 9
Анализ социограмм супругов К. показал некоторые различия в восприятии семьи.
Валерий:
Так, из рисунка видно, что Валерий также помещает в круг семьи не только себя, жену и дочь, но и своих родителей (проживают отдельно). При этом Нина в круг семьи включает только себя, мужа и дочь. Это может объясняться значительной привязанностью супруга к своим родителям. Также наблюдается разница в дистанции между обозначениями членов семьи: у супруга дистанция выражена только между членами своей семьи и родителями, между обозначениями членов собственной семьи дистанции нет, что говорит о наличии симбиотической связи. При этом в рисунке супруги выражена дистанция между членами семьи, при этом собственное обозначение отодвинуто в большей степени.
Тестирование показало, что у данной пары наблюдаются значительные расхождения в ценностных ориентациях, в готовности принять позицию другого. Наблюдается разница в интересах, в установка, в ожиданиях от партнёра и в собственном соответствии своим требованиям к другому. Данной паре требуется помощь не только консультанта, но и семейного психотерапевта, чтобы преодолеть свои «несовпадения» и оптимизировать свои взаимоотношения. Целесообразна и консультация психиатра для установления клинического диагноза и оптимизации поведения членов семьи.
Таким образом, мы установили, что особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов, в результате чего выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В ходе дальнейшей работы было использовано консультирование как один из методов технологии социальной работы. Консультирование велось с каждой парой по специально проработанному направлению. Направление работы с супружеской парой Кр. предполагало акцент на анализ кризисных периодов в семейной жизни, обсуждение путей возможных изменений в семье, в поведении партнёров и т.д. С семьёй К. акцент ставился на усвоение типа партнёрских отношений, на учёт интересов партнёра, на коррекцию поведения супругов.
В ходе планирования и
построения консультационной работы с
семьями учитывались требования
к самому процессу и к личности
консультанта, выделенные специалистами
в области семейного
Консультант должен бережно относится как к индивидуальности клиента, так и к ценности других людей, анализировать содержание побуждений, переживаний клиента во взаимодействии с другими людьми. В этом процессе создаётся философская концепция вопроса о человеческой сущности.
В контактах с клиентом консультант должен отбросить всё негативное содержание человеческих взаимоотношений, нельзя находится в отношении к клиенту в роли судьи или обрушивать на него накопленные негативные переживания.
Консультант должен безоценочно принимать клиента (здесь пересечение с взглядами К.Роджерс), не становиться ему судьёй, не занимать позицию превосходства, не освобождаться от ответственности за судьбу своего клиента, поскольку это есть признаки профессиональной деформации. Важно быть спонтанным и продолжать изучать самого себя в ходе проводимой психотерапии. Важно также предоставлять инициативу клиенту в решении вопроса о предмете взаимодействия, побуждая его к спонтанной активности [2].
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем. Как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворёнными консультацией.
Как отмечает Ю.Е.Алёшина [1], основная задача психолога – консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок клиента – как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменит своё отношение к происходящему, своё поведение.
Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Существуют этические требования, следование которым особенно важно. Рассмотрим этические нормы работы психолога-консультанта с клиентом.
В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведён с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.
Рассматривая структуру консультации, Ю.Е.Алёшина предлагает условно разделить беседу консультанта с клиентом на четыре этапа:
Интегрируя различные приёмы проведения семейного консультирования представителями различных школ, используя многолетний опыт консультирования, Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, Н.Л.Васильева и др. сформулировали принципы и правила консультирования родителей:
моделирования (по Д.Гордону);
а) обсуждение положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения,
б) совместный поиск новых шаблонов поведения – «веера решений»;
Данное исследование проводилось в рамках изучения межличностных отношений. Целью данного исследования стало изучение межличностных отношений в семье.
В ходе исследования нами была проанализирована психологическая и научно-методическая литература по проблеме межличностных отнош8ений, межличностного восприятия, семейных отношений. Проведя анализ литературных источников, мы отметили, что институт семьи имеет основополагающее значение для развития и формирования личности человека, его межличностных отношений, положения в социуме.
Нами были решены поставленные
в начале исследования задачи. Мы охарактеризовали
особенности межличностных
Затем мы экспериментально
изучили особенности
Таким образом, мы установили,
что существуют заметные различия в
восприятии членов семьи, а также
имеют место социальные проблемы,
осложняющие межличностные
Данное исследование может представлять интерес для специалистов, работающих с семьями, и послужить началом более масштабного изучения межличностных отношений и особенностей межличностного восприятия внутри семьи.