Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа
В целом, феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Тем не менее, существует насущная необходимость изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения.
Целью данной курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Введение
3
1. Межличностный конфликт
4
2.Пути разрешения межличностного конфликта
9
Заключение
13
Список литературы
15
Различаются две принципиальные модели переговоров – модель «взаимных выгод» и модель «уступок-сближения» («торга»). В первом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересы обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми. Вторая модель используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон (именно поэтому этот тип переговоров часто иллюстрируют с помощью ситуации «купли-продажи», когда интересы сторон противоположны и в результате торга они приходят к приемлемому для обеих сторон решению). В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе («Мы вместе должны решить эту проблему»).
Разрешение
конфликта можно считать
Современная позиция
специалистов в области человеческих
отношений состоит в том, что
конфликт может быть управляем, причем
управляем таким образом, что
мы можем усилить его
Один из этих факторов – это уже упоминавшаяся острота конфликта, проявляющаяся в жесткости противостояния сторон. Острота конфликта, в свою очередь, определяется характером проблем, затронутых конфликтом. Ценностные конфликты, по мнению специалистов, являются наиболее трудно регулируемыми, поскольку особая значимость ценностей для личности делает уступки и компромиссы в ситуациях их столкновения особенно трудными, поэтому в области ценностных противостояний социальными учеными разрабатываются идеи сосуществования ценностей. К потенциально более острым относят также ресурсные конфликты, в которых интересы их участников являются несовместимыми. Ситуации с принципиально совместимыми интересами участников или с разногласиями по поводу норм и правил взаимодействия, напротив, считаются менее сложными для их урегулирования.5
Другой важный фактор – это особенности участников конфликта, т. е. конфликтующих сторон. Среди них стоит отметить значение сходства культурных моделей и норм разрешения спорных ситуаций. Известно, что в разных культурах существуют свои представления о способах улаживания разногласий, о приемлемой «цене» победы, используемых средствах и т. д. Чем более схожи в этом отношении представления участников ситуации, тем потенциально им будет легче договориться, найти общий язык. Немаловажны и чисто психологические особенности людей – их склонность к компромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию.
Большое значение
имеет и общая ситуация, на фоне
которой возникает и развиваетс
Наконец, как уже отмечалось, поскольку особое значение придается стратегиям поведения участников конфликта, важную роль могут сыграть их навыки поведения в ситуациях спора и переговоров – навыки аргументации и слушания, выработки альтернатив и поиска компромисса и т. д.6
В целом позиция специалистов по отношению к разрешению межличностных конфликтов достаточно оптимистична: конфликты управляемы, и их можно успешно разрешать. Осознание роли переговорных стратегий и навыков эффективного поведения в конфликтах привело к усилению внимания к возможности развития и формирования этих навыков.
Заключение
Анализ теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Анализ литературы
показал необходимость и
Как разрешать конфликты:
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2011.169 - 376 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2010.549 - 551 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2011. 270 - 272 с.
Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Ин фра-М, 2000. 220 - 224 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2010. 460 - 464 с.
Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 2010. 190 - 192 с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 345 - 350 с.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 2009. 116 с.
Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. 48 с.
Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000.119 - 122 с.
Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000. 576 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971.149 - 351 с.
Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. 220 - 224 с.
Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с.
1 Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2011. С. 376-377
2 Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2010. С. 464
3 Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2011. С. 272
4 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2010. С. 551
5 Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 2010.С. 192
6 Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 2009. С. 116