Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 05:59, реферат
Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели.
Введение 3
История понятия субкультуры 4
Основные характеристики 8
Типология молодёжной субкультуры 11
Примеры субкультур 14
Хиппи. 14
Панки 16
Эмо 18
Заключение 24
Список использованных источников 25
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
Кафедра философии, политологии и философии
Дисциплина: Социология
Реферат
Место молодёжной
субкультуры в системе
Студентка группы 14-С-1
Лёвочкина Е. В.
Руководитель:
А. П. Смирнова
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
История понятия субкультуры 4
Основные характеристики 8
Типология молодёжной субкультуры 11
Примеры субкультур 14
Хиппи. 14
Панки 16
Эмо 18
Заключение 24
Список использованных источников 25
Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.
Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.
Цель моей
работы: рассмотреть основные
особенности, показать их взаимосвязь и влияние на формирование моды, вкусов и моровоззрение молодого поколения. Работая над темой, я столкнулась с многообразием позиций, точек зрения авторов.
Само понятие
“субкультура” сформировалось
в результате осознания
Хотя появление
термина “субкультура” в
Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture и underground. Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность “высокой” официальной культуре. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие “контр-культура”, определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие “субкультура” первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для
обозначения членов молодёжных
субкультур использовался
Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Субкультура
молодежи получила заметное
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
Проблема в
том, что ценности и
В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.
Рост самодеятельных
молодежных групп связан с
особенностями психического
Речь идет
о стремлении к
У современной молодежи отдых
и досуг - ведущая форма
Социологи
сегодня бьют тревогу: на
Культуру молодежи
отличает и наличие
Одним из
проявлений молодежной
Для многих
подростков объединение в
Неформальные
группы в большинстве своем
немногочисленны, объединяют
С возрастом
подростковая конформность
Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей.
Выделяют два вида молодежных субкультур:
- ингруппы;
- аутгруппы.
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
- просоциальные;
- асоциальные;
- антисоциальные.
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
1. политизированные субкультуры
– активно участвуют в
2. эколого-этические субкультуры
– занимаются построением
3. нетрадиционные религиозные
субкультуры – в основном это
увлечение восточными
4. радикальные молодежные
субкультуры – отличаются
5. субкультуры образа
жизни – группы молодых людей,
формирующих свой образ
6. субкультуры по интересам
– молодые люди, объединенные
общностью интересов –
7. субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Фролов С.С. предложил
следующую типологию
1. Романтико-эскапистские
субкультуры – ориентированы
на уход от реальной жизни,
построение собственных
2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
3. Развлекательно-
Информация о работе Место молодёжной субкультуры в системе культурных ценностей