Место молодёжной субкультуры в системе культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 05:59, реферат

Краткое описание

Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели.

Содержание

Введение 3
История понятия субкультуры 4
Основные характеристики 8
Типология молодёжной субкультуры 11
Примеры субкультур 14
Хиппи. 14
Панки 16
Эмо 18
Заключение 24
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра философии, политологии и философии

 

Дисциплина: Социология

 

 

Реферат

Место молодёжной субкультуры в системе культурных ценностей

 

        Студентка группы 14-С-1

Лёвочкина Е. В.

Руководитель:

А. П. Смирнова

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Оглавление

Введение 3

История понятия  субкультуры 4

Основные  характеристики 8

Типология молодёжной субкультуры 11

Примеры субкультур 14

Хиппи. 14

Панки 16

Эмо 18

Заключение 24

Список использованных источников 25

 

 

 

 

 

Введение

      Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

     Подростки   во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

     Цель моей  работы: рассмотреть основные характеристики  и аспекты молодежных субкультур, выделить их 

особенности, показать их взаимосвязь  и влияние на формирование моды, вкусов и моровоззрение молодого поколения. Работая над темой, я  столкнулась с многообразием  позиций, точек зрения авторов.

История понятия субкультуры

     Само понятие  “субкультура” сформировалось  в результате осознания неоднородности  культурного пространства, ставшей  особенно очевидной в урбанизированном  обществе. Прежде под “культурою”  понималась господствующая этическая,  эстетическая, мировоззренческая система  - профессиональная, поддерживаемая  элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса “культуры”.

     Хотя появление  термина “субкультура” в научной  литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение  он получил в 1960-70-х гг., в  связи с исследованиями молодежных  движений. Поначалу на первый  план выступает приставка “sub”, обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры.

     Это понятие  использовалось в ряду таких,  как subterranean culture и underground. Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность “высокой” официальной культуре. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие “контр-культура”, определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие “субкультура” первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл. 

     В 1950 году  американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

      Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».  

     В СССР для  обозначения членов молодёжных  субкультур использовался термин  «неформальные объединения молодёжи»,  отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

     Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

     Субкультура  молодежи получила заметное развитие  в 60 - 80 е годы в силу ряда  причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и  оказывает неоднозначное влияние  на подростков. С одной стороны,  она отчуждает, отделяет молодежь  от общей культуры общества, с  другой  способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

     Субкультурная  активность молодежи зависит   от ряда факторов:

  • От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.
  • От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.
  • От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

     Проблема в  том, что ценности и ориентации  молодежи ограничены в основном  сферой досуга: модой, музыкой,  развлекательными мероприятиями,  часто малосодержательным общением.  Молодежная субкультура носит развлекательно - рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни  в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры.                Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом  средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы  и ценности поддерживаются периодической  печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

     Рост самодеятельных  молодежных групп связан с  особенностями психического развития  личности в подростковом и  юношеском возрасте, когда активное  стремление молодых людей к  признанию их роли в обществе  проявляется при недостаточно  сформировавшейся социальной позиции,  что находит отражение в тяге  к стихийно-групповому общению.

     Речь идет  о стремлении к самоорганизации,  к утверждению своей самостоятельности,  характерном для социального  созревания на подростковом и  юношеском этапах. Эта тенденция  проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко  эти второстепенные моменты приобретают  особую значимость, подкрепляя, с  одной стороны, чувство мнимой  самостоятельности подростка, с  другой - желание протеста, порой  даже неосознаваемого.

Основные  характеристики

У современной молодежи отдых  и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре  отсутствует избирательность в  культурном поведении, преобладают  стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура  обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все  больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.  Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

     Социологи  сегодня бьют тревогу: на первом  месте среди авторитетных источников  информации у молодых людей  - компьютер, на втором - телевизор.  И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест  общения. В конце списка - семья.

     Культуру молодежи  отличает и наличие молодежного  языка - сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.  

     Одним из  проявлений молодежной культуры  являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.                      Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

     Для многих  подростков объединение в неформальные  группы и асоциальный образ  жизни являются одной из форм  протеста против привычного уклада  жизни, опеки со стороны старших.  Подростковая группа представляет  собой новый специфический вид  эмоциональных контактов, невозможных  в семье.

     Неформальные  группы в большинстве своем  немногочисленны, объединяют подростков  различного возраста, пола и социальной  принадлежности и функционируют,  как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих  факторов, но главным образом,  от устойчивости (стабильности), функциональной  направленности и взаимоотношений  между членами.

     С возрастом  подростковая конформность снижается,  авторитарное влияние группы  уменьшается, и тогда уже выбор  жизненного пути зависит от  личностных качеств юноши и  социальной среды за пределами  группы.

     Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью  в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. В  этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей.

  Типология молодёжной субкультуры

Выделяют два  вида молодежных субкультур: 

- ингруппы;

- аутгруппы.

Ингруппы – группы, с  которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых  молодой человек себя отделяет, ощущает  свое отличие. 

 

По специфике  поведения членов группы выделяют: 

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

 

     Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

     Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

     Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил  следующую типологию молодежных субкультур:

1. политизированные субкультуры  – активно участвуют в политической  жизни и имеют четкую идеологическую  принадлежность;

2. эколого-этические субкультуры  – занимаются построением философских  концепций и ведут борьбу за  окружающую среду;

3. нетрадиционные религиозные  субкультуры – в основном это  увлечение восточными религиями  (буддизм, индуизм);

4. радикальные молодежные  субкультуры – отличаются организованностью,  наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные  молодежные группировки, скинхеды);

5. субкультуры образа  жизни – группы молодых людей,  формирующих свой образ жизнедеятельности  (хиппи, панки);

6. субкультуры по интересам  – молодые люди, объединенные  общностью интересов – музыкальных,  спортивных и др.

7. субкультура «золотой  молодежи» - характерна для столичных  городов – ориентирована на  проведение досуга (одна из наиболее  закрытых субкультур).

Фролов С.С. предложил  следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские  субкультуры – ориентированы  на уход от реальной жизни,  построение собственных философских  систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические  – ориентированны на обеспечение  досуга («золотая молодежь», рейверы,  сноубордисты, рэпперы).

Информация о работе Место молодёжной субкультуры в системе культурных ценностей