Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Современная психология содержит в себе целый комплекс научных дисциплин, а многие из них, в свою очередь претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
В представленной контрольной работе будут подробно рассмотрены особенности психологии, ее предмет, задачи, структура и методы исследования.
По моему мнению, выбранная мною тема актуальна в наше время, так как психология в различных своих проявлениях окружает нас и в повседневной жизни, играя важную роль в жизни каждого человека.

Содержание

Введение
1. Психология как наука
1.1. Особенности психологии как науки…………………………………..4 – 8
1.2. Предмет, задачи, структура и методы психологии…………………8 – 17
2. Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин
2.1. Психология и естественные науки………………………………….18 – 20
2.2. Психология и общественные науки………………………………...20 – 22
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это – одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.

2. Место психологии в системе  естественных и общественных  научных дисциплин

2.1. Психология и естественные науки

 

Связь психологии с естественными науками достаточно тесная. Наиболее четко она проявляется с биологическими и медицинскими науками.

Она предполагает:

- заимствование  некоторых общебиологических теоретических  положений для обоснования закономерностей  развития психики (эволюционная  теория Дарвина, биогенетический  закон (онтогенез есть сокращенное  повторение филогенеза), принцип  рекапитуляции, принцип эпигенетизма и другие положения).

- поиск  биологических истоков социального  поведения человека в психологии, в ходе которого широко привлекаются  данные, получаемые этологией (направление  биологии, наука о соотношении  врожденного инстинктивного поведения и влияния среды);

- исследование  и поиск физиологических коррелятов  психопатологий и расстройств и пр.

Очень важными для психологии являются и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

Связь психологии с физиологией реализуется в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. Это можно проследить в работах многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом – мозгом.

Среди естественных дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатология и психиатрия. Примечательно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносится с психологией по ряду общих проблем, в частности по поводу нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р. Лурия нейропсихологию – науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной, так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.

Связь психологии с физикой более опосредствованная, но, тем не менее, она существует. Развиваясь наряду с естествознанием, психология отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями (или господствующими принципами) в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» – представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле».

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология – научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

 

2.2. Психология  и общественные науки

 

Не менее сильна связь психологии с общественными (гуманитарными) науками. Преимущественно это относится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.), которые выступают предметом исторической психологии.

С социологией – наукой о социальных системах и процессах – психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии – социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Такие традиционно выделяемые общественные (гуманитарные) дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур; анализ языка в связи с мышлением; интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур; наконец изучение языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют дополнения, трактующие философию как некую метанауку, «сверхнауку».

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

Во многих случаях психологи опираются на те или иные философские системы. Гуманистическая психология использует принципы экзистенциализма и т.д. Для психологии определенные философские концепции выступают методологической основой, т.е. системой принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.

Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились на основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»); работы С.Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.

Стоит указать и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:

  • гносеологию (теория познания) и психологию познавательной деятельности;
  • логику и психологию мышления;
  • эстетику и психологию искусства и т. д.

В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, важно отметить в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной – теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Итак, рассмотрев связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе естественным и общественным наук, становиться очевидным – ее место в «центре». Также важно отметить, что она исторически связана со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественной, так и общественной (гуманитарной) ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.

Заключение

 

Психология – очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается и в общественных и естественных науках. Исследования процессов и явлений, изучаемые их дисциплинами, необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. Можно сделать вывод, что психология тесно взаимосвязана с многочисленными науками, и ее развитие имеет огромное влияние на их развитие.

Связь психологии с другими науками подтверждают такие науки как психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.

Таким образом, подводя итог по теме данной контрольной работы, можно с уверенностью сказать, что психология занимает особое место в системе общественных и естественных наук.

 

Литература

 

  1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.  М.: Наука, 1984. - С.11-24.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,                                                                                                                                               1988. Лекц. 1.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.

  Дополнительная

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов.

  СПб: Питер, 2008.

 

 


 



Информация о работе Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин