Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:49, курсовая работа
Современная психология содержит в себе целый комплекс научных дисциплин, а многие из них, в свою очередь претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
В представленной контрольной работе будут подробно рассмотрены особенности психологии, ее предмет, задачи, структура и методы исследования.
По моему мнению, выбранная мною тема актуальна в наше время, так как психология в различных своих проявлениях окружает нас и в повседневной жизни, играя важную роль в жизни каждого человека.
Введение
1. Психология как наука
1.1. Особенности психологии как науки…………………………………..4 – 8
1.2. Предмет, задачи, структура и методы психологии…………………8 – 17
2. Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин
2.1. Психология и естественные науки………………………………….18 – 20
2.2. Психология и общественные науки………………………………...20 – 22
Заключение
Литература
Стоит отметить, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это – одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.
2. Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин
2.1. Психология и естественные науки
Связь психологии с естественными науками достаточно тесная. Наиболее четко она проявляется с биологическими и медицинскими науками.
Она предполагает:
- заимствование
некоторых общебиологических
- поиск
биологических истоков
- исследование
и поиск физиологических
Очень важными для психологии являются и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.
Связь психологии с физиологией реализуется в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. Это можно проследить в работах многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом – мозгом.
Среди естественных дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатология и психиатрия. Примечательно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносится с психологией по ряду общих проблем, в частности по поводу нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р. Лурия нейропсихологию – науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной, так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.
Связь психологии с физикой более опосредствованная, но, тем не менее, она существует. Развиваясь наряду с естествознанием, психология отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями (или господствующими принципами) в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» – представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле».
Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология – научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
2.2. Психология и общественные науки
Не менее сильна связь психологии с общественными (гуманитарными) науками. Преимущественно это относится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.), которые выступают предметом исторической психологии.
С социологией – наукой о социальных системах и процессах – психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии – социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
Такие традиционно выделяемые общественные (гуманитарные) дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур; анализ языка в связи с мышлением; интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур; наконец изучение языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют дополнения, трактующие философию как некую метанауку, «сверхнауку».
Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.
Во многих случаях психологи опираются на те или иные философские системы. Гуманистическая психология использует принципы экзистенциализма и т.д. Для психологии определенные философские концепции выступают методологической основой, т.е. системой принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.
Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились на основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»); работы С.Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.
Стоит указать и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:
В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, важно отметить в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной – теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.
Итак, рассмотрев связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе естественным и общественным наук, становиться очевидным – ее место в «центре». Также важно отметить, что она исторически связана со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественной, так и общественной (гуманитарной) ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.
Заключение
Психология – очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается и в общественных и естественных науках. Исследования процессов и явлений, изучаемые их дисциплинами, необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. Можно сделать вывод, что психология тесно взаимосвязана с многочисленными науками, и ее развитие имеет огромное влияние на их развитие.
Связь психологии с другими науками подтверждают такие науки как психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.
Таким образом, подводя итог по теме данной контрольной работы, можно с уверенностью сказать, что психология занимает особое место в системе общественных и естественных наук.
Литература
Дополнительная
СПб: Питер, 2008.
Информация о работе Место психологии в системе естественных и общественных научных дисциплин