Место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.
Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….3
2. Место психологии в системе наук…………………………………3
3. Связь психологии с другими науками…………………………... 11
4. Психология и кибернетика………………………………………...13
5. Заключение………………………………………………………….18
6. Список используемой литературы………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат введение в профессию.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие тщательного  психологического исследования. Учет закономерностей протекания психических  процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких как  определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.

В настоящее время перед педагогикой, как и перед всей системой отечественного образования в целом, стоит немало требующих оперативного разрешения проблем. Среди них: чему и как  учить современного студента? Что  и каким образом отбирать из огромного  количества информации, накапливаемой  наукой для конкретного учебного заведения?

Именно психология призвана определить, каковы возможности и резервы  психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность  в психологии обнаруживается, когда  педагогика обращается к проблемам  воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей  требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и т. д. Сказанное выше свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке многих наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками с одной стороны, естественными с другой, и социальными с третьей.

При этом необходимо четко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические  принципы и свои методы исследования этого предмета (о чем уже подробно шла речь в предыдущих лекциях). В  психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных  отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства.

 

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается  величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением  человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени  психологию изучали на философских  факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения  базовых понятий науки) тесно  переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском  Союзе, где марксистко-ленинская  философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две  самостоятельные науки, которые  могут взаимно обогащать и  дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание  тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно

без успехов  в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который  является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология  как самостоятельная наука тесно  связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который  связывает мысли, чувства и установки  отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает  проблема «стыковки» сложных технических  систем и человека. Данными вопросами  занимаются инженерная психология и  психология труда.

История. Современный  человек — есть продукт исторического  развития, при котором происходило  взаимодействия биологических и  психических факторов — начиная  от биологического процесса естес­твенного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина  помогает психологии лучше понять возможные  механизмы нарушения психики  людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

 

Педагогика  предоставляет психологии информацию об основных направлениях И закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

 

Психология  и кибернетика

Одна из важных задач психологии в современных  условиях — задача установления закономерностей  и разработка принципов управления психической деятельностью учащихся системы профессионально-технического обучения в учебных заведениях и  рабочих на производстве. Огромное значение в решении подобных задач  имеет кибернетика с ее законами, закономерностями и принципами, которые  могут быть использованы психологической  наукой. «Кибернетизация» психологии неразрывно связана с ее математизацией, причем оба эти процесса требуют  осторожного подхода, опирающегося на понимание специфики психики, обобщающей объективные и субъективные явления. Особенно велика роль кибернетики (и этой оговорки) в психологии труда  и таких ее отраслях, как инженерная психология и психология профессионально-технического образования.

Кибернетика — наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами, изучающая общие принципы управления и связи, лежащие в основе работы самых разнообразных по природе  систем — от самонаводящих ракет-снарядов и быстродействующих вычислительных машин до сложного живого организма.

Управление  — это перевод управляемой  системы из одного состояния в  другое посредством целенаправленного  воздействия управляющего.

Оптимальное управление — это перевод системы  в новое состояние при наименьших затратах времени, труда, веществ и  энергии.

Сложная динамическая система — это любой реальный объект, элементы которого изучаются  в такой высокой степени взаимосвязи  и подвижности, что изменение  одного элемента приводит к изменению  других.

Подлинно  научное обоснование общности принципов  управления всевозможными сложными динамическими системами, в том  числе и психической деятельностью  людей, свойствами, присущими всей материи, дают диалектико-материалистическая философия  в своем учении о материальном единстве мира и ленинская теория отражения. Однако следует иметь  в виду, что кибернетика рассматривает  лишь наиболее общие стороны формы  процессов перевода системы из одного состояния в другое, решая задачи организации самой техники управления, и не вторгается в решение конкретных задач, свойственных той или иной науке, в частности психологии.

Принципы  кибернетики сводятся к следующему: 1. Установление иерархии управления, в  частности установление управляющего и управляемого звена. 2. Прослеживание  информационных процессов связи  одних систем с другими (прямая и  обратная связь). 3. Определение порядка  действий, т. е. последовательность сообщений  и команд управляющей и управляемой  систем. 4. Оптимизация процесса управления.

Принципы  психологии имеют тесную связь с  принципами кибернетики.

Психологический принцип детерминизма означает, что  образ жизни воздействует на психику  и изменяет ее, значит, он является управляющей  системой, а психика — управляемой. Прослеживаются и связи управляющей  и управляемой систем, порядок  воздействий и необходимость  их оптимизации.

Принцип единства сознания и деятельности означает ее целенаправленность, и потому действие непременно должно быть управляемым  сознанием по законам кибернетики, чтобы быть оптимальным.

Принцип развития психики и деятельности означает, что психика есть результат деятельности и это развитие будет тем эффективнее, чем рациональнее сточки зрения развития психики управления деятельностью, а рациональность может быть обеспечена наиболее полным использованием кибернетических закономерностей и принципов.

Принцип личностного  подхода говорит о необходимости  все психические явления понимать и формировать с учетом управляющей  роли личности как целого.

Психические явления настолько сложны и динамичны, что иногда нет возможности проникнуть в их внутреннюю структуру, понимая  под этим термином, рассматриваемым  теперь в качестве философской категории, единство элементов, объединенных в  необходимое и достаточное число  подструктур того, что взято за целое, этого целого и их всесторонних связей. Познаваемые структуры отражаются как системы понятий. В этих случаях  кибернетические закономерности позволяют  изучать такие системы под  углом зрения их внешних функций. Как известно, основной путь изучения психических явлений, свойственных личности, — это изучение ее действий.

Сложная система  может быть изучена с помощью  аксиоматической процедуры, состоящей  из трех этапов: сложная система  рассматривается как сумма простых  элементов; изучаются эти простые  элементы; строится логическая цепь простых  элементов, составляющих сложную систему.

При этом неизбежны  существенные упрощения, так как  сложная система рассматривается  как сумма простых; но как первое приближение к исследованию сложных  систем такой подход вполне правомерен, потому что в сложной системе  происходит не простое суммирование, а статистическое усреднение, при  котором возникают новые качества сложной системы, отсутствующие  у каждого из составляющих систему  элементов (2).

В тех случаях, когда почему-либо невозможно сразу  приступить к изучению какого-то объекта  и нет условий для непосредственного  овладения этим объектом, кибернетика  позволяет применять моделирование, сущность которого заключается в  упрощении реальной действительности путем вычленения из естественной совокупности взаимосвязанных явлений, состояний и систем только тех их элементов, которые подлежат исследованию, что позволяет изображать эти вычлененные элементы психики или деятельности условными обозначениями в виде схем, графиков, диаграмм и формул, представляющих собой модели реальной действительности.

Обязательное  условие моделирования — нужное соответствие модели реальному изучаемому элементу или в какой-то мере совокупности их. Моделирование позволяет изучать  и взаимосвязи отдельных явлений, изолированных от множества сопутствующих. Например, в усвоение учащимся учебного материала включаются все свойства его личности, на этой деятельности сказываются его психические  состояния, как-то протекают все  психические процессы в своеобразном переплетении и взаимосвязях. Из-за сложности всего этого полностью  раскрыть процесс усвоения учебного материала пока что невозможно. Поэтому  для описания его берется только последовательность главнейших в усвоении психических процессов: воспринять - осмыслить - запомнить - применить. Этот основной закон усвоения есть не что  иное, как модель данного процесса, которая в упрощенно описанном  виде полностью соответствует реальному  процессу усвоения, хотя далеко не полно  его раскрывает. Исключить что-либо из этой формулы — значит нарушить процесс и сделать усвоение невозможным.

Моделями  реальной действительности также являются инструкционные и технологические  карты. Они точно описывают последовательность действий, режимы работы, например, токарного  станка, технические требования к  качеству изделия, но только это, самое  существенное для работы, опуская  все прочее.

Изучение  внешних функций управления, например, учебным процессом посредством  моделирования позволяет вскрывать  сочетание предметов, тем и видов  учебных работ по времени и  срокам занятий; распределение учебных  часов по полугодиям, месяцам и  неделям; рациональность загрузки учебной  работой преподавателей и учащихся; систематичность изучения учебных предметов.

Все эти и  многие другие способы моделирования  не только обеспечивают систематизацию учебного процесса и управление им, но и дают возможность анализировать  фактически осуществляющийся процесс  обучения с целью выявления его  соответствия психологическим требованиям  и изыскания наиболее рациональных путей к наилучшему выполнению этих требований, а следовательно, и к повышению плодотворности учебного процесса в смысле эффективности обучения и формирования личности учащегося.

В соответствии со сказанным это учебное пособие (как и любое другое применительно  к освещаемой им науке) нужно рассматривать  как модель психологической науки. В данном случае модель особо выделяет положения о закономерности, нужные именно работникам системы профессионально-технического образования. Вместе с тем совокупность всех схем, помещенных в этой книге, представляет собой ее модель, а  каждая отдельная схема — модель соответствующего параграфа или  положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной  научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди  других наук. Таким образом, приходится признать, что прогнозы и надежды  на то, что психология займет ведущие  позиции в системе наук, в целом  не оправдались: статус психологии вовсе  не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.

Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психология обретет возможность  реального конструктивного внутри- и вненаучного диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о духе.

Информация о работе Место психологии в системе наук