Место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.

Содержание

1. Введение

2. Место психологии в системе наук

3. Связь психологии с другими науками

4. Психология и кибернетика

5. Вывод

6. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
1. Введение 
 
2. Место психологии в системе наук 
 
3. Связь психологии с другими науками 
 
4. Психология и кибернетика 
 
5. Вывод 
 
6. Список используемой литературы 
Введение 
Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках? 
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. 
 
Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой. 
С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой для наук о духе. 
Место психологии в системе наук 
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. 
 
Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией.  
Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). В докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в 
 
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам? 
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».  
Плодотворное будущее психологии видится в развертывании междисциплинарных связей. 
Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками — через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими — через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими — через инженерную психологию, и т.д. Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками. 
 
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.  
 
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.  
 
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.  
 
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека – регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной реальности.  
 
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.  
 
Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими "уравновешивание" организма со средой. Легко заметить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные "этажи" нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания одной лишь физиологии совершенно недостаточно.  
 
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехтнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.  
 
Для психолога совершенно необходимо достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Важно понимать, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом необходимо отчетливо осознавать, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.  
 
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Резюмируем вышеизложенное: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в системе общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.  
 
Сказанное выше делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая, прежде всего, специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук - исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.  
 
Особого места в рассмотрении данного вопроса заслуживает связь психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда. Еще К. Д. Ушинский говорил: "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить". Здесь особенно наглядно просматривается практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной оказать эффективную и действенную помощь современному руководителю любого уровня и ранга. Именно по этой причине огромное количество популярной психологической литературы, изобилующей в своем большинстве различными рекомендациями и практическими советами, выплеснувшееся на сегодняшний книжный рынок (учитывающий небывалый для российского читателя спрос на такого рода издания), не может заменить фундаментальных базовых знаний по психологии, а тем более претендовать на приоритетную роль в современном "психологическом ликбезе" наших соотечественников.  
 
В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие тщательного психологического исследования. Учет закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.  
 
В настоящее время перед педагогикой, как и перед всей системой отечественного образования в целом, стоит немало требующих оперативного разрешения проблем. Среди них: чему и как учить современного студента? Что и каким образом отбирать из огромного количества информации, накапливаемой наукой для конкретного учебного заведения?  
 
Именно психология призвана определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.  
 
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и т. д. Сказанное выше свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке многих наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками с одной стороны, естественными с другой, и социальными с третьей.  
 
При этом необходимо четко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета (о чем уже подробно шла речь в предыдущих лекциях). В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства.  
Связь психологии с другими науками 
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология. 
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно 
 
без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. 
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология. 
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда. 
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. 
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия. 
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях И закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. 
Психология и кибернетика 
Одна из важных задач психологии в современных условиях — задача установления закономерностей и разработка принципов управления психической деятельностью учащихся системы профессионально-технического обучения в учебных заведениях и рабочих на производстве. Огромное значение в решении подобных задач имеет кибернетика с ее законами, закономерностями и принципами, которые могут быть использованы психологической наукой. «Кибернетизация» психологии неразрывно связана с ее математизацией, причем оба эти процесса требуют осторожного подхода, опирающегося на понимание специфики психики, обобщающей объективные и субъективные явления. Особенно велика роль кибернетики (и этой оговорки) в психологии труда и таких ее отраслях, как инженерная психология и психология профессионально-технического образования. 
 
Кибернетика — наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами, изучающая общие принципы управления и связи, лежащие в основе работы самых разнообразных по природе систем — от самонаводящих ракет-снарядов и быстродействующих вычислительных машин до сложного живого организма. 
 
Управление — это перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющего. 
 
Оптимальное управление — это перевод системы в новое состояние при наименьших затратах времени, труда, веществ и энергии. 
 
Сложная динамическая система — это любой реальный объект, элементы которого изучаются в такой высокой степени взаимосвязи и подвижности, что изменение одного элемента приводит к изменению других. 
 
Подлинно научное обоснование общности принципов управления всевозможными сложными динамическими системами, в том числе и психической деятельностью людей, свойствами, присущими всей материи, дают диалектико-материалистическая философия в своем учении о материальном единстве мира и ленинская теория отражения. Однако следует иметь в виду, что кибернетика рассматривает лишь наиболее общие стороны формы процессов перевода системы из одного состояния в другое, решая задачи организации самой техники управления, и не вторгается в решение конкретных задач, свойственных той или иной науке, в частности психологии. 
 
Принципы кибернетики сводятся к следующему: 1. Установление иерархии управления, в частности установление управляющего и управляемого звена. 2. Прослеживание информационных процессов связи одних систем с другими (прямая и обратная связь). 3. Определение порядка действий, т. е. последовательность сообщений и команд управляющей и управляемой систем. 4. Оптимизация процесса управления. 
 
Принципы психологии имеют тесную связь с принципами кибернетики. 
 
Психологический принцип детерминизма означает, что образ жизни воздействует на психику и изменяет ее, значит, он является управляющей системой, а психика — управляемой. Прослеживаются и связи управляющей и управляемой систем, порядок воздействий и необходимость их оптимизации. 
 
Принцип единства сознания и деятельности означает ее целенаправленность, и потому действие непременно должно быть управляемым сознанием по законам кибернетики, чтобы быть оптимальным. 
 
Принцип развития психики и деятельности означает, что психика есть результат деятельности и это развитие будет тем эффективнее, чем рациональнее сточки зрения развития психики управления деятельностью, а рациональность может быть обеспечена наиболее полным использованием кибернетических закономерностей и принципов. 
 
Принцип личностного подхода говорит о необходимости все психические явления понимать и формировать с учетом управляющей роли личности как целого. 
 
Психические явления настолько сложны и динамичны, что иногда нет возможности проникнуть в их внутреннюю структуру, понимая под этим термином, рассматриваемым теперь в качестве философской категории, единство элементов, объединенных в необходимое и достаточное число подструктур того, что взято за целое, этого целого и их всесторонних связей. Познаваемые структуры отражаются как системы понятий. В этих случаях кибернетические закономерности позволяют изучать такие системы под углом зрения их внешних функций. Как известно, основной путь изучения психических явлений, свойственных личности, — это изучение ее действий. 
 
Сложная система может быть изучена с помощью аксиоматической процедуры, состоящей из трех этапов: сложная система рассматривается как сумма простых элементов; изучаются эти простые элементы; строится логическая цепь простых элементов, составляющих сложную систему. 
 
При этом неизбежны существенные упрощения, так как сложная система рассматривается как сумма простых; но как первое приближение к исследованию сложных систем такой подход вполне правомерен, потому что в сложной системе происходит не простое суммирование, а статистическое усреднение, при котором возникают новые качества сложной системы, отсутствующие у каждого из составляющих систему элементов (2). 
 
В тех случаях, когда почему-либо невозможно сразу приступить к изучению какого-то объекта и нет условий для непосредственного овладения этим объектом, кибернетика позволяет применять моделирование, сущность которого заключается в упрощении реальной действительности путем вычленения из естественной совокупности взаимосвязанных явлений, состояний и систем только тех их элементов, которые подлежат исследованию, что позволяет изображать эти вычлененные элементы психики или деятельности условными обозначениями в виде схем, графиков, диаграмм и формул, представляющих собой модели реальной действительности.  
 
Обязательное условие моделирования — нужное соответствие модели реальному изучаемому элементу или в какой-то мере совокупности их. Моделирование позволяет изучать и взаимосвязи отдельных явлений, изолированных от множества сопутствующих. Например, в усвоение учащимся учебного материала включаются все свойства его личности, на этой деятельности сказываются его психические состояния, как-то протекают все психические процессы в своеобразном переплетении и взаимосвязях. Из-за сложности всего этого полностью раскрыть процесс усвоения учебного материала пока что невозможно. Поэтому для описания его берется только последовательность главнейших в усвоении психических процессов: воспринять - осмыслить - запомнить - применить. Этот основной закон усвоения есть не что иное, как модель данного процесса, которая в упрощенно описанном виде полностью соответствует реальному процессу усвоения, хотя далеко не полно его раскрывает. Исключить что-либо из этой формулы — значит нарушить процесс и сделать усвоение невозможным. 
 
Моделями реальной действительности также являются инструкционные и технологические карты. Они точно описывают последовательность действий, режимы работы, например, токарного станка, технические требования к качеству изделия, но только это, самое существенное для работы, опуская все прочее. 
 
Изучение внешних функций управления, например, учебным процессом посредством моделирования позволяет вскрывать сочетание предметов, тем и видов учебных работ по времени и срокам занятий; распределение учебных часов по полугодиям, месяцам и неделям; рациональность загрузки учебной работой преподавателей и учащихся; систематичность изучения учебных предметов. 
 
Все эти и многие другие способы моделирования не только обеспечивают систематизацию учебного процесса и управление им, но и дают возможность анализировать фактически осуществляющийся процесс обучения с целью выявления его соответствия психологическим требованиям и изыскания наиболее рациональных путей к наилучшему выполнению этих требований, а следовательно, и к повышению плодотворности учебного процесса в смысле эффективности обучения и формирования личности учащегося. 
 
В соответствии со сказанным это учебное пособие (как и любое другое применительно к освещаемой им науке) нужно рассматривать как модель психологической науки. В данном случае модель особо выделяет положения о закономерности, нужные именно работникам системы профессионально-технического образования. Вместе с тем совокупность всех схем, помещенных в этой книге, представляет собой ее модель, а каждая отдельная схема — модель соответствующего параграфа или положения. 
Вывод 
Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди других наук. Таким образом, приходится признать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущие позиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно. 
Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психология обретет возможность реального конструктивного внутри- и вненаучного диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о духе. 
Список использованной литературы 
1. А.Р. Лурия. Отношение психологии к другим наукам 
 
2. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002. 
 
3. Щербатых Ю.В. Общая психология, "Питер", 2008 г. 
 
4. Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969 
 
5. Брушилинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970 
 
6. Берг А. И. Кибернетика — наука об оптимальном управлении. М., 1964 
 
7. Материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Информация о работе Место психологии в системе наук