Место специальной психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:47, реферат

Краткое описание

Объект - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического или физического развития, т.е. аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный).
В прошлом в России использовалось понятие "дефективный", которое отличается резко оскорбительным тоном, т.к. слишком однозначно характеризует личность в аспекте ее недостатков.
Во французской литературе используется понятие "инадаптированный", в англоязычной: maladjusted - неприспособленный; abnomal - аномальный;

Содержание

1. Специальная психология как отрасль психологии.
2. Методы специальной психологии.
3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.
4. Дефект и дефективность.

Вложенные файлы: 1 файл

mesto_specialnoj_psikhologii_v_sisteme_nauk.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Место специальной психологии в системе наук

План:

1. Специальная психология как отрасль психологии.

2. Методы специальной психологии.

3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.

4. Дефект и дефективность.

  1. Специальная психологии как отрасль психологии.

 

1.1. Специальная психология в системе наук.

    Объект - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического или физического развития, т.е. аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный).

В прошлом в России использовалось понятие "дефективный", которое отличается резко оскорбительным тоном, т.к. слишком однозначно характеризует личность в аспекте ее недостатков.

Во французской литературе используется понятие "инадаптированный", в англоязычной: maladjusted - неприспособленный; abnomal - аномальный;

children with learning disabilities - дети с трудностями в обучении.

Предмет - закономерности развития и проявлений психики различных групп аномальных детей.

 

1.2. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы (Психологический словарь /Под ред. Л.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990, с. 379).

  1. Методы специальной психологии.

 

2.1. Критерии построения эксперимента в специальной психологии, согласно C.JI.Рубинштейн (1979):

- принцип моделирования психической деятельности, т.е. вычленение основных психических актов и действий ребенка и организация выполнения этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях;

- направленность на качественный анализ психической деятельности детей;

- точная и объективная регистрация фактов: недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе с ребенком или ограничиваться субъективной интерпретацией экспериментальных данных.

2.2. Принципы и условия пспользования тестов для изучения аномальных детей (Л.Пожар, 1996):

 

- необходимо предварительное ознакомление с основными характеристи-ками данного вида аномалии, возможностями и ограничениями

- сравнение результатов тестов, выполненых аномальными детьми и подростками с нормами, разработанными для нормальных детей нужно осуществлять с большой осторожностью;

- тестирование следует проводить, только индивидуально, причем исключительное внимание следует уделять пробным заданиям с тем, чтобы полностью убедиться, что аномальные дети адекватно поняли задание

- необходимо обеспечить соответствующую мотивацию

 

3. Понятие "дизонтогения" и се основные формы.

 

Дизонтогенез  (диз+ греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) -нарушение психического развития.

3.1. Концепция В.В. Ковалева (1976).

Основные типы психического дизонгогенеза следующие:

1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон  или преимущественно отдельных компонентов психики;

2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании развития других;

3) дисфункция созревания - морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы (ЦНC).

3.2 Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому ( 1985)

- недоразвитие,

- задержанное развитие,

- поврежденное развитие,

- дефицитарное развитие.

- искаженное развитие,

- дисгармоничное развитие.

3.3. Психологические параметры дизонтогенеза, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

 

4. Дефект и дефективность.

 

Дефект (nai. defectus - . убывание недостаток) – недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка, потеря или  oтсутствие   какой-либо  функции или  органа.

4.1. Виды дефектов-                    

- первичный, вызванный  биологическим фактором.

-вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального  развития.

 

 

 Л.С.Выготский  о соотношении первичного дефекта  и вторичных нарушений: "Чем дальше отстает симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию... то, что возникало в  процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено" (Собр. соч., М., 1983, т. 5, с. 291).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Причины нарушений развития

План:

1. Методико-биологические причины.

2. Социально-психологические причины.

I. Методико-биологические причины.

Время поражения

Последствия поражения

1. Пренатальные факторы

    1. Токсикозы матери 1-й  половины беременности
    2. Эндокринные нарушения матери во время беременности

1.3. Химические интоксикации матери 1.4. Инфекции во время 1-й половины беременности

1.5. Резус - несовместимость отца  и матери

 

Задержка психического развития Интеллектуальные нарушения, пороки развития новорожденных Врожденные пороки развития

Умственная отсталость, психические расстройства

 

Нарушения сенсорной сферы

1.6. Генные и хромосомные болезни (частота рождений - 5% всех новорожденных)

Умственная отсталость в степени имбецильности или идиотии

  1. Перинатальные

 2.1. Асфиксия плода (6-7% новорожденных)

 2.2. Внутричерепные родовые травмы (до 25% новорожденных.)

 

Минимальная мозговая дисфункция

  1. Постнатальные
    1. Инфекционные болезни головного мозга

3.2. Черепно-мозговые травмы.

Умственная отсталость, нарушения   двигательном сферы


 

2. Социально-психологические причины.

2.1. Ранняя депривация.

2.2. Неприятие ребенка.

2.3. Алкоголизм и наркомания родителей.

2.4. Различные варианты неправильного воспитания.

2.5. Неблагоприятная экология.

 

Модель действия и взаимодействия факторов риска, отягощающих и защитных факторов

Вернер E.E.,1985)

Факторы риска к моменту рождения

Отягощающие факторы

Защитные  факторы

 

 

Ребенок

Окружение

  • бедность семьи
  • низкий уровень образования
  • перинатальные осложнения
  • задержка развития
  • генетические аномалии
  • психологическая патология у родителей
  • психологическая депривация в 1 год
  • рецидивирующие заболевания
  • болезнь родителей
  • наличие брата или сестры с нарушениями развития
  • развод родителей
  • отсутствие отца
  • внесемейное воспитание
  • беременность в подростковом возрасте
  • положение 1го ребенка в семье
  • высокая активность в младенчестве
  • позитивное социальное поведение
  • способность к самопомощи
  • хорошие коммуникативные способности
  • наличие выраженных интересов
  • самоконтроль
  • позитивная Я-концепция
  • социальное содействие
  • хорошие отношения между

родителями и детьми ;

  • наличие друзей, товарищей
  • упорядоченный семейный быт
  • семейная сплоченность
  • возможность получить помощь и совет (от родителей, учителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Место специальной психологии в системе наук