Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:40, лабораторная работа
Цель исследования: Выявление типов поведения в дискуссии.
Материал и оборудование исследования: дискуссия о фильме «Остаться в живых», бумага, ручка, часы, калькулятор.
Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р.Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общении – 12 категорий (обозначены буквами a, b, c, d, e). Категории сведены к 4-м классам: A, B, C, D (по Т.В. Корниловой).
Лабораторная работа
Наблюдение
Методика исследования: Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза.
Цель исследования: Выявление типов поведения в дискуссии.
Материал и оборудование исследования: дискуссия о фильме «Остаться в живых», бумага, ручка, часы, калькулятор.
Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р.Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общении – 12 категорий (обозначены буквами a, b, c, d, e). Категории сведены к 4-м классам: A, B, C, D (по Т.В. Корниловой).
Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.
а - проблемы ориентации,
b - проблемы оценивания,
с - проблемы контроля,
d - проблемы нахождения решения,
е - проблемы преодоления напряженности,
f - проблемы интеграции.
Класс А. Позитивные эмоции:
f 1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;
e 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;
d 3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;
Класс В. Решение проблем:
c 4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого;
b 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания;
а 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает;
Класс С. Постановка проблем:
а 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;
b 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;
c 9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;
Класс D. Негативные эмоции:
d 10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;
e 11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;
f 12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает
себя.
Фиксируется формальная (но не содержательная) сторона общегрупповой дискуссии. В процессе наблюдения реплики участников дискуссии соотносятся с категориями, представленными выше. Запись наблюдаемого производится следующим образом: составляется таблица с именами участников дискуссии и категориями высказываний. Каждая реплика кодируется: к кому обращается участник (адресат), по какой категории (номер); затем вносится в таблицу. Например, К-f12 в строке «Аникеева» означает, что высказывание Аникеевой было обращено к Карпухину и соответствует категории f12 (табл.1). Адресат высказывания кодируется по первой букве имени или фамилии (табл.1), если адресат высказывания - группа, запись начинается с букв ГРП. Высказывание, обращенное одновременно к нескольким участникам, записывается как одно, адресаты перечисляются (например, А/C-f12 – высказывание обращено одновременно к Аникеевой и Сидорину).
Исследование проводится непрерывно и однократно, т.е. исследователь не возвращается к просмотренным ранее эпизодам с целью уточнить или прояснить увиденное. Запись разбита на равные промежутки времени по 5 минут каждый и начинается с 1-ой минуты дискуссии.
Оцениваются высказывания, доступные для слуха всех участников. Эпизоды, в которых персонажи ведут закрытые для остальной группы диалоги или мыслят вслух, пропущены.
Участники дискуссии: эксперты.
Александр Гордон – м., около 50 лет, телеведущий, актер, режиссер.
Фёдор Бондарчук – м., около 50 лет, режиссер, продюсер, актёр.
Константин Ковалёв-Случевский – м., около 60 лет, писатель, журналист, профессор «Института журналистики и литературного творчества».
Николай Бурляев – м., около 65 лет, народный артист России, режиссер.
Ольга Славникова – ж., около 50 лет, писатель.
Александр Голубчиков – м., около 30 лет, киновед.
Дмитрий Быков – м., около 45 лет, писатель.
Валерий Краснопольский – м., около 65 лет, поэт.
Алексей Красовский – м., около 40 лет, сценарист.
Даниил Дондурей – м., около 60 лет, главный редактор журнала «Искусство кино».
Результаты исследования:
Таблица. 1 Запись наблюдения за дискуссией.
1 – 5 мин. |
6 – 10 мин. |
11 – 15 мин. |
16 – 17,8 мин. | |||||
Гордон (Г) |
ГРП – a6; КС – a7; |
ГРП – a6; ГРП – b8; Б – d3; КР – a7; ГРП – b5 ГРП – c9; |
ГРП – a6; ГРП – b8; Д – c9; Д – a7; |
|||||
Бондарчук (Б) |
Г – b5; Г – d10; |
Г – a6; ГРП – с4; ГРП – b5; C – d10 (2); |
||||||
Ковалёв-Случевский (КС) |
ГРП - d10; Г – a6; |
ГРП – b5; ГРП – d10; |
||||||
Бурляев (БР) |
Г – d10; |
|||||||
Славникова (С) |
Г – b5; БР – d3; ГЛ – a6; |
Г – b5; Б – d10; |
Г/Б – b5; |
|||||
Голубчиков (ГЛ) |
ГРП – b5; |
КРС – а6; |
||||||
Быков (БК) |
ГРП – b5; ГРП – e2;
|
C – f1; |
ГРП – e2; ГРП – b5; ГРП – а6; | |||||
Краснопольский (КР) |
Б – d10; Г – b5; |
|||||||
Красовский (КРС) |
Г – a6; |
|||||||
Дондурей (Д) |
Г – d10; Г – b5 (2); Г – a6 (2); Г – f1; |
Полученные результаты были обработаны следующим образом: суммируются высказывания по категория и классам.
Таблица 2. Сумма высказываний участников дискуссии по каждой категории и классу признаков межличностного общения.
|
f1 |
e2 |
d3 |
Сумма А |
c4 |
b5 |
a6 |
Сумма B |
a7 |
b8 |
a6 |
Сумма C |
d10 |
e11 |
f12 |
Сумма D |
Общая сумма высказываний | ||
Гордон (Г) |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 | ||
Бондарчук (Б) |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
3 |
7 | ||
Ковалёв-Случевский (КС) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
4 | ||
Бурляев (БР) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 | ||
Славникова (С) |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
6 | ||
Голубчиков (ГЛ) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 | ||
Быков (БК) |
1 |
2 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 | ||
Краснопольский (КР) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 | ||
Красовский (КРС) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 | ||
Дондурей (Д) |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
6 | ||
Общая сумма высказыва-ний по категориям и классам |
2 |
2 |
2 |
6 |
1 |
14 |
12 |
27 |
3 |
4 |
2 |
9 |
9 |
0 |
0 |
9 |
51 |
Данные таблицы 2 позволяют выявить процентное соотношение по каждому классу высказываний (табл. 3) для каждого участника и для группы в целом. Общее количество высказываний каждого участника в течение дискуссии подсчитывается и берется за 100%, затем высказывания распределяются по 4-м классам в процентном соотношении. В таблице 3 черный фоном выделены значения, превышающие среднее значение по группе, жирный шрифт означает, что участник ни разу за время дискуссии не прибегал к высказываниям, относящимся к данному классу. Серым фоном отмечены значения, отклоняющиеся от среднего значения больше, чем на 50% в сторону уменьшения (низкие).
Таблица 3. Процентное распределение высказываний участников по 4-м классам признаков межличностного общения.
Позитивные эмоции - A |
Решение проблем - B |
Постановка проблем - C |
Негативные эмоции - D | |
Гордон (Г) |
7.69% |
30.77% |
61.53% |
0.00% |
Бондарчук (Б) |
0.00% |
57.14% |
0.00% |
42.85% |
Ковалёв-Случевский (КС) |
0.00% |
50.00% |
0.00% |
50.00% |
Бурляев (БР) |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
100% |
Славникова (С) |
16.67% |
66.67% |
0.00% |
16.67% |
Голубчиков (ГЛ) |
0.00% |
100% |
0.00% |
0.00% |
Быков (БК) |
50.00% |
50.00% |
0.00% |
0.00% |
Краснопольский (КР) |
0.00% |
50.00% |
0.00% |
50.00% |
Красовский (КРС) |
0.00% |
75.00% |
25.00% |
0.00% |
Дондурей (Д) |
16.67% |
66.67% |
0.00% |
16.67% |
Среднее значение по группе |
9.10% |
54.63% |
8.65% |
27.62% |
Далее по общему количеству высказываний участника определяется уровень его активности в дискуссии (табл. 4). Активность определяется по шкале (шкала 1) соотношений, где активность прямо пропорциональна количеству высказываний за время дискуссии. Было выделено три уровня активности: низкий, средний и высокий.
Шкала 1. Соотношение «Количество высказываний – уровень активности» участников дискуссии
Низкая активность |
Средняя активность |
Высокая активность |
1 – 4 высказываний |
5 – 7 высказываний |
8 – 13 высказываний |
Таблица 4. Уровень активности участников дискуссии
Количество высказываний |
Уровень | |
Бурляев (БР) |
1 |
низкий |
Голубчиков (ГЛ) |
2 | |
Краснопольский (КР) |
2 | |
Ковалёв-Случевский (КС) |
4 | |
Красовский (КРС) |
4 | |
Славникова (С) |
6 |
средний |
Быков (БК) |
6 | |
Дондурей (Д) |
6 | |
Бондарчук (Б) |
7 | |
Гордон (Г) |
13 |
высокий |
Далее, интересно рассмотреть персонажей, показавших равные результаты в классах А, В, С и D («двойников»), а также определить, есть ли среди участников группы, совпадающие по каким-либо признакам. Удалось выделить три большие группы по совпадению следующих показателей: позитивные эмоции (А), уровень негативных эмоций (D), постановка/решение проблем (сумма B и С) (табл. 5). «Двойниками» оказались пары Гордон - Бондарчук, Ковалёв-Случевский - Славникова, Бурляев - Краснопольский .
Таблица 5. Группа участников двойников
Позитивные эмоции A |
Решение проблем B |
Постановка проблем C |
Сумма B и C |
Негативные эмоции D | ||
Группа 1 | ||||||
Гордон (Г) |
7.69% |
30.77% |
61.53% |
92.31% |
0.00% | |
Бондарчук (Б) |
0.00% |
57.14% |
0.00% |
57.14% |
42.85% | |
Быков (БК) |
50.00% |
50.00% |
0.00% |
50.00% |
||
Красовский (КРС) |
0.00% |
75.00% |
25.00% |
100% |
0.00% | |
Дондурей (Д) |
16.67% |
66.67% |
0.00% |
66.67% |
16.67% | |
Группа 2 | ||||||
Ковалёв-Случевский (КС) |
0.00% |
50.00% |
0.00% |
50.00% |
50.00% | |
Бурляев (БР) |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
100% | |
Славникова (С) |
16.67% |
66.67% |
0.00% |
66.67% |
16.67% | |
Голубчиков (ГЛ) |
0.00% |
100% |
0.00% |
100% |
0.00% | |
Краснопольский (КР) |
0.00% |
50.00% |
0.00% |
50.00% |
50.00% |
Информация о работе Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза