Методика преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 14:00, лекция

Краткое описание

Конспект лекций по методике преподавания психологии.
Всякое взаимодействие с миром приводит к удовлетворению потребности индивида и к более полному и точному отражению им условий деятельности. Кроме того, изменение содержания предметной деятельности вызывает и изменение самого субъекта. Способы продуктивно-ориентированной деятельности человека с использованием им орудий труда передаются следующим поколениям через эти орудия и продукты труда, язык и т. п. Тем самым учение начинает выступать как процесс усвоения индивидом сформировавшихся

Содержание

Раздел I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Раздел II
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

МПП. Конспект лекций.doc

— 970.50 Кб (Скачать файл)

 

Коллектив авторов

Методика преподавания психологии: конспект лекций

Раздел I

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ

1.1. Учение и обучение

Учение в психологическом словаре определяется как процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида. Результатом учения выступают элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыка).

Всякое  взаимодействие с миром приводит к удовлетворению потребности индивида и к более полному и точному отражению им условий деятельности. Кроме того, изменение содержания предметной деятельности вызывает и изменение самого субъекта. Способы продуктивно-ориентированной деятельности человека с использованием им орудий труда передаются следующим поколениям через эти орудия и продукты труда, язык и т. п. Тем самым учение начинает выступать как процесс усвоения индивидом сформировавшихся способов деятельности. Поскольку эти способы существуют в неявной, свернутой форме, они не могут быть усвоены без предварительного их развертывания. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения другими людьми и составляет сущность обучения.

Очевидно, что обучение становится необходимым  условием учения человека. Поначалу новое  для него действие могло быть им воспринято лишь во внешней (материальной) среде. В дальнейшем с помощью языка это действие переносится на знаковый уровень и посредством речи – в умственный (идеальный) план. Перенесение в идеальный план материальных действий является уникальным психологическим механизмом учения. В процессе учения перестраиваются, формируются психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. Таким образом, учение – это необходимое условие и основной механизм психического развития человека.

Дидактика (т. е. теория обучения) как наука имеет свой предмет изучения: это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы и средства обучения. В педагогике под обучением традиционно принято понимать планомерную и систематическую работу преподавателя со студентами, основанную на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в данной личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями в собственной практической деятельности. Приобретая знания об окружающей действительности и о себе, студент (обучаемый) приобретает и способность принимать решения, регулирующие его отношение к этой действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их в различных дидактических ситуациях, формирует свое отношение к ним, создает свою систему ценностей Таким образом, обучение – это процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности в результате взаимодействия преподавателя со студентом (обучаемым).

Это упорядоченное взаимодействие преподавателя с обучаемыми, направленное на достижение дидактической цели, включает в себя следующие главные  звенья взаимодействия:

1) деятельность педагога:

› разъяснение студентам целей и задач обучения;

› ознакомление с новыми знаниями;

› управление процессом осознания и приобретения знаний и умений;

› управление процессом познания научных закономерностей и законов, перехода от теории к практике;

› организация эвристической и исследовательской деятельности;

› проверка и оценка изменений в обученности и развитии обучаемых;

2) деятельность обучаемых:

› собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

› восприятие новых знаний, умений, анализа, синтеза, сопоставления и систематизирования закономерностей и законов;

› понимание причинно-следственных связей; приобретение умений и навыков, их мотивация;

› практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль и самооценка достижений.

Обучение находится в прямой зависимости от общественных и социальных условий, от определенного влияния  людей, содержания научного знания и  опыта человечества. Важнейшим условием учения является его опора на естественный язык, речевое мышление и языки науки, что обеспечивает в процессе обучения переработку, хранение, передачу информации. Не менее существенным условием учения является всестороннее развитие личности, единство рациональной, умственной и практической деятельности при гармоничном сочетании умственного и физического начал.

1.2. Проблемы обучения

Соотношение обучения и  развития – одна из стержневых проблем педагогики. В педагогических исследованиях эта проблема зачастую сводится к анализу организации учебного процесса. Изучив вопрос влияния обучения на развитие, Л. С Выготский (1896–1934) сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день, те зону ближайшего развития.

В российской педагогике существует две группы концепций развивающего обучения, по-разному трактующих закономерности и принципы этого процесса: 1) концепции, ориентированные на психическое развитие (Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, Е. Н. Кабанова-Меллер); 2) концепции, учитывающие личностное развитие (П. А. Цукерман, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, С. А. Смирнов).

Не утратили своей актуальности и дидактические мысли польского  педагога А. Б. Добровольского (1872–1954). Исходя из убеждения, что обучение есть один из аспектов учения, дидактик заявляет: «учение» – это понятие прошлого. Основополагающим в новом воспитании становится понятие «учиться», лозунгом которого выступает следующий тезис: «как можно больше самостоятельности, активности и самовыражения». Соответственно сформирован главный принцип его дидактики: учиться человек должен сам. Учение должно быть самообучением, самообразованием. И только тогда, когда это невозможно или требует слишком больших и ненужных усилий, непроизводительных и неэффективных затрат времени и сил, только тогда – с помощью педагога. Но и в этом случае действует принцип: как можно более самостоятельно.

Обучение как совокупность действий внешних и внутренних обеспечивает человеку возможность узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно содействует многостороннему развитию навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, приобретению профессиональной квалификации. Одним из средств и мощным фактором развития личности является реализуемое в обучении содержание образования.

1.3. Содержание образования,  проблемы контроля эффективности  образования, принципы государственной  политики в области образования

При ориентации на реализацию преимущественно  образовательной функции знаниеориентированной школы содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. При таком подходе знания выступают как абсолютная ценность и заслоняют собой самого человека.

В свете идеологизации образования  все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, при котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребнос тей личности; гуманное отношение к развивающейся личности, становлению ее индивидуальности; создает возможность для самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных качеств (быть гражданином семьянином тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Различие подходов к сущности содержания образования обусловлено целями и задачами образования на разных этапах развития общества.

Содержание образования. Понятие содержания образования включает в себя следующие компоненты.

1. Когнитивный опыт личности – система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Знания как основной элемент содержания общего образования – это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

› основные понятия и термины, отражающие и повседневную действительность, и научные знания;

› факты повседневной деятельности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

› основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности;

› теорию, содержащую систему научных  знаний об определенной совокупности объектов, взаимосвязях между ними и методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

› знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

› оценочные знания; знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Указанные значения отличаются друг от друга функциями в обучении и используемыми технологиями. Основные функции знаний: 1) средство создания общей картины мира;

2) инструмент познавательной и практической деятельности; 3) основа целостного научного мировоззрения.

2. Опыт практической деятельности, те опыт осуществления способов деятельности. Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Однако одних знаний недостаточно, необходимо усвоить опыт их применения, т. е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т. д.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение математических задач, постановка опытов по химии и др.). К общеинтеллектуальным навыкам и умениям близки общеучебные, такие, как конспектирование, аннотирование, работа с учебниками, словарями, справочниками и т. п.

Система общих интеллектуальных и практических умений и навыков является основой конкретных видов деятельностей и обеспечивает способность людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентированная, коммуникативная.

3. Опыт творческой деятельности, который обеспечивает готовность обучающегося к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности. Конкретным содержанием опыта творческой деятельности и ее основными чертами являются:

› самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

› видение новой проблемы в знакомой ситуации;

› самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в  новый способ;

› нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

› построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося  комбинацией уже известных способов.

Особенность содержания данного элемента базовой культуры личности состоит  в том, что для осуществления  ее процедуры нельзя указать схему действий. Эти системы создаются самим индивидом.

4. Опыт отношений личн ости. Этот компонент содержания образования представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Культура  чувств – особый феномен, являющийся следствием социального развития личности. Опыт отношений человека, его знания и умения составляют условие формирования системы ценностей, интересов, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.

Все компоненты содержания образования  и базовой культуры личности взаимосвязаны. Нельзя считать человека воспитанным, если, зная нормы поведения, он соблюдает  их равнодушно. Осведомленность о  мировоззренческой идее, использование ее для объяснения явлений действительности – но без убеждения в истинности этой идеи, без эмоционального отношения – еще не является частью мировоззрения человека, выступающего критерием его образованности и воспитанности.

Долгое  время общее образование понималось упрощенно: лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и составляющее базу последнего. В теории содержания образования введение общеобразовательных предметов в профессиональных учебных заведениях (естественно-научных и гуманитарных) не рассматривалось должным образом. В настоящее время общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. И в этом случае в содержание образования входят три основных цикла предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Знания  основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования  на благо человека дают предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия, география, математика и др.). Математика, кроме того, вооружает человека формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, графиков, что является средством развития логического мышления. Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, родной и иностранный языки и др.) помогают понять законы общественного развития, социальную природу самого человека. При этом важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, риторике, формирующим эстетические и нравственные чувства. Наконец, трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику Отечества.

Таким образом, современное российское общее  образование одновременно является и политехническим.

Информация о работе Методика преподавания психологии